Неизвестная планета Глобализация: новые формы и противоречивые тенденции
Сколько времени еще могут просуществовать национальные государства, созданные в основном в XVII веке? Когда наступит "всеобщий Евросоюз" без национальных границ и валют?
Владимир Поздняк: На самом деле мы наблюдаем две противоречивые тенденции. С одной стороны, это продолжающиеся попытки перезапустить европейский интеграционный проект с идеологическим обоснованием "вместе все-таки лучше" (вспоминается аргументация позднего СССР!). Но в случае СССР это не сработало на финальной стадии, и есть предположения, что в Евросоюзе это также не сработает.
Запрос на национальную самоидентификацию всячески подогревается, монетизируется, внедряются проекты изучения и введения в оборот языков, на которых реально еще лет тридцать назад никто не говорил. Например, монегасский язык. Это же искусственное образование! В Монако говорят по-французски. Ну, или по-итальянски. Но с некоторого времени на любой этикетке вы найдете надпись по-монегасски, и более того, – он уже обязателен в школах...То же самое – с галисийским языком в Испании или бретонским – во Франции... А ведь язык – серьезная вещь: на бытовом уровне он позволяет манипулировать самоидентификацией человека. И все это – показатель неоднозначности тенденции на европейскую интеграцию...
- А что касается мирового правительства, – оно существует? Можно ли отследить действия некоего всемирного центра, скажем, в организации всемирных войн?
Владимир Поздняк: Любая война – это моментальное воздействие на экономические аспекты, особенно в эпоху глобализации. Взорвался танкер, – котировки моментально меняются, и это можно просчитать. А это всего лишь точечные аспекты, – не говоря о таких проектах как смена власти в какой-либо стране (вспомним Венесуэлу или Судан). И то, что глобализация сейчас принимает иные формы, которые зачастую выглядят как некий откат назад, – на самом деле это делается в контексте сохранения общих правил игры...