Вечерняя смена Телевидение против интернета

23 июля 2019, 20:10

Человек, делающий звёзд

Какую роль сегодня выполняет телевидение? На фоне глобализации Интернета понятно, что, наверное, огромное число людей ушли уже туда. Телевидение сегодня всё-таки что в первую очередь? Оно играет просветительскую, информационную или развлекательную роль? Или и ту, и другую, и третью?

Е. Ивлиева: Как была журналистика профессией, так она и осталась. Потому что то, что мы видим в Интернете, это набор непроверенных сведений, это частные мнения, это то, что видит один человек напротив себя. А журналистика – это всегда анализ, это тенденции, это сбор информации, за которую журналист несёт ответственность.

Интернет – всё-таки анонимная площадка. Кем бы человек ни представлялся, мы не знаем, кто стоит за тем или иным сообщением. Телевидение – это то, что продаётся с потрохами. Мы видим человека, мы его слышим, мы знаем его имя и фамилию, и он несёт полную ответственность за ту информацию, которую он даёт. Перспектива телевизионного вещания остаётся. Пока, наверное, в Интернете не появится какая-то другая площадка, на которой можно будет точно так же понимать, кто и что говорит, телевидение будет свою функцию выполнять.

Сегодня много разговоров о том, что часть аудитории уходит в Интернет. Понятно, что у телевидения есть свой зритель. Но кто уходит в Интернет? Говорят, что это молодёжь, подростки. Тем не менее, я хорошо помню тот момент, когда на телевизионных экранах появилась Анастасия Чернобровина. Она, наверное, самый заслуженный ветеран из утреннего телевизионного коллектива...

Е. Ивлиева: Она и Слава Завьялов. Мы были первопроходцами в нашем деле. И то, что мы сделали, привлекло сразу же внимание зрителей, потому что доля смотревших нашу программу, когда она первый год выходила в эфир, была 55. А было это 17 лет назад.

Что это за доля в масштабах телевидения? Это много?

Е. Ивлиева: Как мы определяем, что нас смотрят? Для этого существует система измерений: рейтинг и доля. Есть одна огромная компания, которая ведёт измерение для абсолютно всех каналов. Это делается двумя способами.

Первый – устанавливается по договорённости с семьёй в доме специальный аппарат, на котором есть для каждого члена семьи отдельная кнопка. Семьи эти выбирают по принципу лотереи и по принципу их разнообразия по возрасту, семейному положению, образованию, интересам и пр. Они представляют собой как бы социологический срез. Итак, набирается некий пул семей. За то, что они соглашаются на то, чтобы у них поставили эти измерители, им делают какие-то подарочки, прочие приятности, чтобы они тщательно работали и свои кнопочки не забывали включать. Вот они подошли к телевизору, нажали кнопочку, и в приборе зафиксировалось, что они смотрят и сколько. Это своего рода технологический способ. В больших городах он работает.

Второй вариант – звонки по телефону. Наверное, всем звонили, представлялись и спрашивали, что вы в данный момент смотрите. Это метод опроса.

И вот из этих двух способов изучения того, что в данный момент смотрят зрители, складываются эти цифры.

Что такое рейтинг? Рейтинг – это общее количество людей, которые в данный момент включили телевизор.

Что такое доля? Это процент от включивших телевизор, которые смотрят тот или иной канал и ту или иную программу. Рейтинг и доля составляются по всему телевизионному дню – с утра до ночи. И по каждому времени выхода программ мы понимаем, кто и сколько чего смотрит.

Когда мы вышли в эфир 17 лет назад, то 55 процентов всех включивших телевизор смотрели нашу программу. Это рекорд. Таких цифр больше никто и никогда не достигал.

А есть на мировом телевидении какой-то абсолютный рекорд по доле?

Е. Ивлиева: Не знаю. Потому что, во-первых, измерители в каждой стране разные, и никто не сравнивает по странам. Компании, которые занимаются измерением зрительского интереса, в каждой стране свои. И количество каналов в каждой стране своё: есть где-то 5 каналов, а где-то – 155.

Пресловутая погоня за рейтингом... Насколько эта разменная монета сейчас в ходу? Какова вообще цель этой гонки за рейтингом?

Е. Ивлиева: Например, вы пишите картину. Вам же хочется, чтобы её посмотрело большее число людей и она им понравилась. Это совершенно естественное человеческое желание.

Погоня за рейтингом... Звучит не очень красиво, потому что гнаться можно разными способами. Можно пришпоривать лошадь, пока она не умрёт, и добиваться рейтинга таким способом. А можно просто думать о том, что реально волнует тех, кто смотрит твою программу, чем они живут. И тогда, как мне кажется, это будет именно долгосрочный проект. Он не будет заточен на то, что сегодня мы всех поразим. Поражающих зрителей программ хватит на год, а дальше хоть трава не расти. Мы никогда так не размышляли. Когда мы эту программу задумывали, а автором идеи и продюсером был Игорь Леонидович Шестаков, мы собрали вокруг себя некий пул единомышленников, а дальше мы уже эту идею развивали. И мы изначально думали о том, вот проснулся человек утром у себя дома, в квартире, какое у него утро, о чём он думал, что его заботит, как он выходит из дома, каким он видит свой подъезд, в какой троллейбус он сядет. Он долго будет стоять на остановке или нет? Если он летом будет стоять на остановке, наверное, это будут положительные эмоции, а если зимой, то, наверное, ему надо рассказать о том, что неплохо было бы повесить табло, на котором он будет видеть, когда нужный троллейбус придёт.

Когда у вас в один момент сменилось оформление картинки на экране, пошли ли звонки от слушателей, которые звонили и говорили, что раньше погода висела в левом верхнем углу, а сейчас вы перенесли её в нижний правый, и мы, завтракая, не замечаем её? Нельзя ли перевесить обратно? Такие звонки часто случаются?

Е. Ивлиева: Как ни странно, зритель очень консервативен, он сильно привыкает к тому, что видит с утра. Хотя это, может быть, даже и не странно. Но я же не хочу утром никаких потрясений. Я ещё не готова морально к этим потрясениям. Я ещё не выпила кофе, не зарядилась бодростью. Я хочу, чтобы всё было тихо, спокойно, и меня ничего не потрясало в эти полчаса, пока я должна кормить ребёнка, собирать мужа, взять сумку и выйти из дома. Я хочу, чтобы всё было так, как я привыкла. Бросил взгляд в один угол, там погода, в другой – там часы.

Картинка всегда достаточно статична на телевидении. Стоят диваны, на диванах сидят люди. На фоне этих диванов у нас красивые экраны, на которых в зависимости от времени года мы можем показывать цветы или пургу, или картинку, которая соответствует теме разговора. Вот это и создаёт динамику. Но сам диван, оформление студии и знакомые лица ведущих – это как семья. Вам же не надоедает ваш собственный дом? Вам же не хочется каждый вечер двигать диван из правого угла в левый?

Если человек – профессионал, он профессионален и в том, как он относится к своей работе.

Чего нельзя делать ведущим?

Е. Ивлиева: Им нельзя выходить в эфир в плохом настроении. Им нельзя выходит с плохим внешним видом. Им нельзя выходить неподготовленными. У нас в рамках эфира обсуждается порядка десяти тем. И каждую из них они должны знать досконально, быть эрудированными, следить за происходящим в стране и мире. Они должны иметь прекрасную память. Потому что, когда к ним приходит очередной гость с интервалом в полчаса, они должны помнить, как его зовут, какая у него должность. Конечно, подсказка у ведущих есть, но даже с точки зрения вежливости нельзя обращаться всё время к человеку, подглядывая где-то, как его зовут. Человек – профессионал потому, что он понимает, как он должен отработать и как он должен выглядеть. Он сам за этим следит.

Если говорить о благородных целях программы "Утро России", то это как раз помощь людям. Не просто поговорили и разошлись, а что-то решили, как-то подключились, где-то, может быть, сдвинули с мёртвой точки то, что никак не сдвигалось. Медленно, конечно, но получается.

Программу "Вечерняя смена" ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация