Авторские материалы Фальсификату – нет! Конца и края...
Персоны
Продуктовые магазины могут заметно опустеть. Роскачество предлагает убирать с полок товары, которые по составу отличаются от заявленного на упаковке, пишут «Известия». В самом Роскачестве пока не подтверждают эту информацию. Эксперты признают: на прилавках уже почти половина продуктов – подделка, но убирают только опасные для здоровья товары. Инициативу уже поддержали в Союзе потребителей. По мнению специалистов, качественная подделка может нанести не меньше вреда. Как защититься от покупки «безопасного фальсификата», выяснил экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.
Товары с неверно указанным составом исчезнут из магазинов. Роскачество предлагает запретить продукты с нарушением маркировки. Речь идет о случаях, когда заявленный на упаковке состав не соответствует фактическому. Например, спред с растительным маслом маскируется под натуральное сливочное.
Сегодня с полок убирают только тот товар, который представляет угрозу здоровью покупателя – например, просроченный. За продажу фальсификата магазины не наказывают – в законе нет даже такого термина, рассказывает глава Союза потребителей Петр Шелищ. В редких случаях продавца штрафуют за обман покупателя – и то лишь после жалобы в Роспотребнадзор на мелкий шрифт и странный вкус.
ШЕЛИЩ: Предполагается, что штраф, который может достигать 300 000 рублей, заставит продавца самостоятельно изъять из продажи такой товар, вернуть его изготовителю. Но на самом деле не всегда так бывает – органы госнадзора проверяют полки магазинов далеко не ежедневно. А от продажи продавец получает прибыль.
По факту любая продукция с подменой состава может быть опасна. Простой пример: производитель добавил в ржаной хлеб пшеничную муку, но на упаковке об этом – ни слова. Такой обман может быть опасным для диабетиков, так как белый хлеб, в отличие от ржаного, очень быстро повышает уровень глюкозы в крови.
Эксперты считают, что надо запретить продажу всех товаров, которые вводят человека в заблуждение. Предложение поддерживают и производители молочки. В этой категории продуктов, наверное, больше всего фальсификата. Честные компании прямо пишут, что добавили пальмовое масло – дешёвый заменитель молока; нечестные вообще ничего про это не сообщают. Но молочная отрасль так плотно «подсела» на «пальму», что с наших прилавков оно никуда не денется, убежден химик-технолог Сергей Белков.
БЕЛКОВ: Да, (молочные продукты) достаточно часто фальсифицируют. С другой стороны, если мы говорим о здоровье конечного потребителя, то хуже от этого оно не становится. И даже становится лучше – это доказанный научный факт. Что касается других распространённых фальсификаций, то, на мой взгляд, тут нужно говорить о мясной продукции, а именно – о сосисках и колбасных изделиях, в которых достаточно часто заменяют мясо соей или другими белками.
Не так давно магазины заставили "развести" настоящую молочку и суррогаты по разным полкам. Но, судя по количеству жалоб в Роспотребнадзор, многие продавцы не соблюдают новые правила. Продукция с заменителем жира по-прежнему стоит на прилавках вперемешку с натуральным молоком. Подмену определит только лабораторный анализ, отмечает Петр Шелищ. Химическая промышленность шагнула так далеко, что "докторская" колбаса или «российский» сыр могут иметь знакомый вкус и запах, но при этом быть соево-пальмовым фальсификатом, пусть и безопасным.
ШЕЛИЩ: Изучение маркировки ничего нам не даст. Потому он и фальсификат, что написано на упаковке не то, что под упаковкой реально содержится. И никакого способа самостоятельно разобраться в этом нет – природа не наделила нас таким органом чувств, который бы позволил в масле обнаружить растительный жир.
Надзорные органы регулярно грозятся убрать фальсификат с прилавков. Прошлой осенью Роспотребнадзор анонсировал проект закона, который будет регулировать такие нарушения. Но документ так и не появился. Многие понимают, что привлечь производителя за подмену состава очень сложно. Государственных лабораторий не хватает, а частные компании этим почти не занимаются либо делают для промышленников «нужные» заключения. Так что рядовому покупателю остается полагаться только на цену продукта: чем он дороже, тем больше вероятность того, что изготовлен из натурального сырья.