Картинка

От трёх до пяти «Северный и Южный Судан грызутся из-за нефти»

6 сентября 2019, 15:08

Персоны

Проект транспортного коридора «Север-Юг»: российские интересы в Судане, Чаде и ЦАР. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в двухчасовом выпуске программы «От трёх до пяти» на «Вестях ФМ» – военный эксперт Михаил Азанов.

АЗАНОВ: Судан – государство чрезвычайно интересное с точки зрения развития сотрудничества с ним. Государство с трудной судьбой, именно как государство. Государство с произошедшими совсем недавно событиями, которые поменяли облик управления в государстве.

КОРНЕЕВСКИЙ: Представляете, у них сегодня правительство наконец заработало после очень долгого перерыва!

АЗАНОВ: Я как раз к этому и веду, что правительство возглавляет представитель оппозиции, которая долго бегала по улицам и требовала сменить руководителя, вплоть до столкновений с военными. Военные пошли навстречу – и сейчас правительством руководит представитель оппозиции Абдулла Хамдок. Но это интересно с одной точки зрения – что же все-таки предложит оппозиция в дальнейшем для того, чтобы страна перешла на конструктивный путь развития, поскольку у страны огромное количество проблем, и они, в основном, связаны именно с внутренними отношениями между этническими группами, между религиозными группами.

Мы уже упоминали о конфликте в Дарфуре. Есть еще больше мелких конфликтов на южных границах Судана, то есть на той самой границе, которая делит теперь ранее единую страну на два государства: одно, в котором главенствующей этнической группой являются арабы – более 90 процентов населения, это Северный Судан; и вторая – это Южный Судан, где 60 процентов населения – это христиане негроидной расы, анимисты – порядка 30 процентов, то есть анимисты – это представители традиционных верований, и даже арабы есть, мусульмане – порядка 6-7 процентов. Они, в основном, проживают как раз на территории Южного Судана, граничащей с Дарфуром. И пограничие Южного и Северного Судана – это объект конфликта, связанный с чем? Связанный с тем, что это, как правило, нефтеносные районы, демаркация границы была проведена по британским меркам 1956 года. Точность там очень приблизительная, и, соответственно, иногда даже вопрос о сотнях метрах идет. Поскольку через сотню метров – уже скважина нефтяная, которая дает большой дебет по нефти!

Таким образом, был вооруженный конфликт за месторождение Хеглиг, которое, по правилам и даже по решению международного суда, должно было отойти к Северному Судану, но было захвачено войсками Южного Судана. Соответственно, из-за этого шли бои длительные, пока, в конце концов, статус-кво не было восстановлено.

В чем же все-таки суть этого конфликта? И мы-то туда зачем идем? Вот как раз с того, зачем мы туда идем, я начну. Вспомните, мы в Центральноафриканской Республике появились в начале года, у нас первый самолет Ил-75 приземлился в аэропорту Банги – это столица Центральноафриканской республики. Она действительно центральная, и действительно африканская. Прямо в самом центре Африки!

САТАНОВСКИЙ: Даже империей была!

АЗАНОВ: И с Суданом граничит и с Северным, и с Южным, имеет достаточно протяженную границу. Вот в Центральноафриканской Республике основное население – это христиане. Мусульман всего порядка 8-9 процентов. Они проживают, в основном, ближе к Чаду и ближе к самому Судану. То есть на центральной части этой республики, в основном, проживают христиане, и конфликт в Центральноафриканской республике, который развивался в последние годы, это был конфликт между христианами и мусульманами, различные движения, различные группировки, но все это уже было порождением того, что постоянно власть государственная была непрочной, друг друга свергали. При этом ранний покровитель Центральноафриканской республики в лице Франции (традиционный) иногда стоически наблюдал за тем, что происходит: ну, переворот – свергли Франсуа Бозизе, президента – ну и ладно!

КОРНЕЕВСКИЙ: Договоримся с новым!

АЗАНОВ: Нет, они наблюдали, что будет дальше! А когда началась резня на улицах – ну, уже поздно! А попробуй против толпы! Пусть там из иностранного легиона сотня – две!

САТАНОВСКИЙ: А зачем?!

АЗАНОВ: А дальше начинаются вопросы: «А зачем мы будем вмешиваться, тем более, уже поздно – сметут!» Невзирая на то, что ты специалист по ведению боя в городе, да, но это уже будет не бой, а навал, и тебя засыпят под соответствующим навалом населения – под трупами помрешь!

Запись обоих часов программы слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация