Культурное путешествие «Он выбрал Арбат, и Арбат выбрал его»: дом Мельникова

7 сентября 2019, 03:10

Персоны

Необычная архитектура в Москве.

СТУПАК: Я приветствую всех слушателей радиостанции "Вести ФМ". В эфире программа "Культурное путешествие". С вами Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, здравствуйте.

САФАРОВ: Здравствуйте, Полина.

СТУПАК: Наш сегодняшний выпуск мы решили посвятить (в день рождения нашей столицы это особенно значимо) одному из самых удивительных зданий Москвы. В самом центре, в Кривоарбатском переулке расположен Музей Константина и Виктора Мельниковых. Дом-цилиндр с хаотично расположенными окнами-сотами появился в Москве в конце 20-х годов и чудом не был разрушен. Посетить этот дом можно лишь в составе экскурсий, которые проводятся этим музеем, который является филиалом Музея архитектуры имени Щусева. И вот поговорить об этом доме, о его создателе и о том, что ждет музей в будущем, мы пригласили его директора Павла Кузнецова. Павел, добрый день.

КУЗНЕЦОВ: Здравствуйте.

САФАРОВ: Здравствуйте.

СТУПАК: Как я понимаю, музей существует официально с 2014 года. А вот давайте поговорим о том, какая судьба у этого дома была до этого. Потому что действительно уникальный случай, когда частному лицу разрешают построить собственный особняк. Это конец 20-х годов, как я напомню, не самое простое время. И еще такая экспериментальная постройка. И почему, кстати, именно Константин Степанович выбрал переулки Арбата?

КУЗНЕЦОВ: Начну с последнего вопроса. Отчасти он выбрал, отчасти Арбат выбрал его. Потому что ну там был пустырь. Там был пустырь, и в 27-м году московские власти решали, что построить там – детский сад или что-то другое полезное. И официальная версия – это то, что на заседании комитета, который принимал решение, появился молодой перспективный архитектор Константин Мельников. Уже известный к этому моменту архитектор, московский архитектор, который строил в основном в Москве, но строил в основном не жилье, а строил гаражи к этому моменту, чуть позже клубы, он стал известен этим. И, собственно говоря, он предложил в качестве эксперимента, именно как эксперимент, построить прототип социального жилья будущего (в то время эти идеи были в воздухе, жилье – дома-коммуны), построить вот такой дом, состоящий из двух пересекающихся цилиндров. Идея была в том, чтобы использовать цилиндры как такие модули, из которых можно строить цепочки, змейки, даже многолистники. В перспективе это такие не очень большие по размеру квартиры для рабочих. В это время был, как мы знаем, дефицит жилья в Москве и вообще в стране.

САФАРОВ: То есть фактически он поставил эксперимент над собой и над своей семьей, и вот таким образом ему удалось частное владение себе, значит, оформить в центре Москвы.

КУЗНЕЦОВ: Фактически – да. Да, это был эксперимент, причем многолетний эксперимент. То есть, судя по документам, с которыми мы работаем сейчас, из архива Дома Мельникова, изначально земля была выдана ему бесплатно для этого эксперимента на срок в 50 лет.

СТУПАК: Но строить он должен был на собственные деньги.

КУЗНЕЦОВ: Но строить – да. Эксперимент экспериментом, но строить на свои. Поэтому во многом все решения архитектурные, инженерные, которые были применены Мельниковым, они во многом определялись и экономическими факторами, в том числе деньгами.

САФАРОВ: И в том числе Павел, видимо, и вот эта ромбовидная сотовая решетка, эти знаменитые окна Дома Мельникова, ведь они же неспроста возникли, да? И в то же время у них очень такое банальное объяснение их строительства – вот эта нехватка строительного материала, кирпича, она ведь тоже вынуждала его к экономии.

КУЗНЕЦОВ: Конечно. Сейчас для нас вот эти шестиугольные окна Дома Мельникова – это в каком-то смысле символ, очень узнаваемый символ всеми, даже теми, кто ничего не знает ни про Мельникова, ни про советский архитектурный авангард. Но изначально – да, это была исключительно идея экономии кирпича, соответственно экономия дорогого кирпича, экономия средств. Способ, использовав почти в два раза меньше кирпича, чем для нормальной стены, такой полнокирпичной стены, получить ту же самую конструктивную стабильность.

СТУПАК: Ну и, кстати, я слышала, что весь, ну так назовем его строительный мусор, который был на площадке, он тоже шел в дело.

КУЗНЕЦОВ: Ну, во всяком случае все мало-мальски пригодные строительные материалы, которые были найдены в ходе строительства. Ну, например, стали копать колечки, траншеи для фундаментов вот этих кольцевых двух цилиндров. Обнаружили подземные стены предыдущего здания, обнаружили кирпичи от этого здания. И вот они, так сказать, вторичного использования, всё пошло, все отходы в доходы. Да, все верно абсолютно...

Слушайте в аудиофайле!

Культурное путешествие. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Культурное путешествие

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация