Культурное путешествие Музей авангарда в Узбекистане – слепок традиций
Персоны
Музей советского авангарда в г. Нукус (Узбекистан).
СТУПАК: Я приветствую всех слушателей. В эфире программа "Культурное путешествие", в студии Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, здравствуйте.
САФАРОВ: Здравствуйте, Полина.
СТУПАК: Сегодня мы решили рассказать об уникальном в своем роде музее, который расположен в городе Нукус Республики Узбекистан, в отдалении от центра во всех смыслах, и который обладает коллекциями мирового уровня – археологической, этнографической и, конечно же, художественной: собрание русского советского авангарда 20-30-х годов 20-го века. Речь пойдет о Государственном музее искусств имени Игоря Савицкого. И я прекрасно помню выставку в Пушкинском музее в 2017 году, на которой была представлена небольшая часть того собрания, которое находится в Нукусском музее. Это было поистине событием в культуре, работу выставки продлевали, на самом деле она произвела фурор и в некотором смысле даже стала открытием. Потому что немногие представляли, что за две тысячи с лишним километров от Москвы существуют такие сокровища. Поговорить о личности Игоря Савицкого, благодаря которому мы сегодня все это можем увидеть, и, конечно же, о его музее мы пригласили доктора искусствоведения, победителя Международного конкурса на замещение должности директора Нукусского государственного музея имени Савицкого Тиграна Константиновича Мкртычева. Тигран Константинович, добрый день.
МКРТЫЧЕВ: Добрый день.
САФАРОВ: Добрый день.
СТУПАК: Марат, мы с вами до эфира как раз делились своими воспоминаниями о выставке двухгодичной давности. Она поистине была впечатляющей.
САФАРОВ: Да, безусловно. Особенно мне понравилось, что в главном здании у касс Пушкинского музея многочисленные посетители говорили: "Мы на выставку Нукус, Нукус". То есть это был пароль. И вот это древнее слово, древнее имя города в Каракалпакии, в Узбекистане, оно звучало в центре Москвы, и очень многие действительно узнали об этой сокровищнице, о наследии Игоря Витальевича Савицкого. У меня там сразу же образовалась любимая картина, несмотря на то, что во всех каталогах, репортажах наших коллег всегда, значит, в качестве символа музея демонстрировалась "Голова быка", тем не менее у меня появилась такая своя любимая картина, свой фаворит – это, конечно, Роберт Фальк, вот эта грустная узбечка "На фоне сюзане". И интересная история, которую рассказывали во время экскурсий по выставке, что Фальк и Савицкий вместе в Самарканде в 43-м году писали эту картину (якобы, такая легенда вот, Тигран Константинович сейчас или подтвердит, или опровергнет ее). И эта девушка, которая торговала овощами на рынке (на базаре, конечно), она, значит, собственно и была моделью двух художников – маститого и молодого. И когда работа завершилась, то Савицкий спросил, чья картина ей больше понравилась. Она сказала: "Ну, ваша картина, конечно, очень хорошая, но здесь я такая, какая я в жизни, какая я торгую на базаре. А у вашего учителя, у Фалька, я такая, какая хотела бы быть". И, конечно, мне кажется, что вот этот символ (и нашим радиослушателям мы порекомендуем, кто не был на этой выставке, посмотреть ее хотя бы в Интернете, эту картину "На фоне сюзане" 43-го года Роберта Фалька). Но для меня это такое главное воспоминание об этой замечательной выставке.
СТУПАК: Ну и давайте начнем сразу с основателя этого музея, с имени и с биографии Игоря Витальевича Савицкого. О нем немножко, потому что кто-то, конечно, что-то знает, но как человек этот оказался в Узбекистане, и почему он решил связать с этой землей свою жизнь.
МКРТЫЧЕВ: Это, конечно, мифологема. Игорь Витальевич Савицкий – человек-символ, человек-легенда. И то, что рассказал Марат, это, конечно… Я тоже слышал эту историю, мне кажется, что она вполне правдивая. Потому что Игорь Витальевич находился как раз вместе с училищем 1905 года в эвакуации в Самарканде, где в этот момент было очень много разных культурных институций, в том числе и Академия художеств. И Фальк был тоже там, он как раз преподавал. И, собственно говоря, эта история вполне правдоподобна. И мне кажется, что, глядя на эту картину, можно представить себе то сложное время. При этом при всем мы видим, как все-таки это некий не только слепок времени, слепок традиций, это нечто большее, чем такой вот кратковременный отпечаток времени, изображение девочки, торгующей на базаре...
Слушайте в аудиофайле!
Культурное путешествие. Все выпуски
- Все аудио
- Культурное путешествие