Авторские материалы Автобусных «бомбил» оставят без транспорта

16 октября 2019, 15:36

Персоны

У водителей-нелегалов заберут автобусы. Чиновники намерены конфисковывать транспорт у автобусных «бомбил». За последний год полиция поймала около пяти тысяч пассажирских автобусов без лицензии. Действующие штрафы не помогают. По мнению экспертов, конфискация транспорта уберёт только часть нелегалов с рейсов, а официальные перевозки могут подорожать. Павел Анисимов продолжит тему.

Это не шутки – нелегальные маршрутки планируют конфисковывать за незаконное предпринимательство. В своё время так боролись с нелегальными таксистами, напоминает автоюрист Сергей Радько. «Бомбил»-частников стало меньше:

РАДЬКО: Суть в том, что если транспортное средство используется для систематического извлечения прибыли при перевозке без регистрации, без разрешения, то автомобиль, неважно какой – автобус, легковой автомобиль или микроавтобус – является орудием правонарушения, то он подлежит конфискации. Так было с нелегальным извозом, когда специально заказывали так называемое «такси», а в конце маршрута водителя ждала группа захвата.

Автобусников по этой статье пока не трогали. Действующий штраф – пять тысяч рублей и арест машины на несколько дней. Вместо задержанных автобусов в рейс выходят такие же – старые, на лысой резине. Крупные нелегалы работают с табличкой «Заказной». Причём документы могут быть оформлены так, что междугородний автобус работает по заказу. Но в рейс выходит по расписанию. Билетов не спрашивают, багаж не проверяют – оплата лично в руки, рассказывает председатель Союза пассажиров Кирилл Янков:

ЯНКОВ: Перевозчик может не иметь вообще никаких документов, или может иметь лицензию на пассажирские перевозки, но не иметь разрешения на маршрутную перевозку по данному направлению. Наконец, перевозчик может иметь лицензию, но не продавать билеты. Это тоже незаконная перевозка, при этом страдает налоговая база.

Легализовать маршрут достаточно просто – нужен нормальный автобус и пакет документов. Но перевозчики рискуют ради большего заработка. Клиентов подбирают на остановках, зазывают около вокзалов и в интернете. Бывает, пассажир ищет попутчиков на легковом автомобиле, а по факту его везут в большом автобусе.

Водители-нелегалы выезжают без должного техосмотра и не проходят медицинский контроль. Как следствие – смертельные аварии по вине «серых» перевозчиков. Резонансный случай произошёл недавно под Тверью, когда в аварии погибли тринадцать человек. Безбилетные пассажиры не застрахованы, и при аварии не получат компенсацию. Эта цена экономии: поездка нелегальным рейсом получается дешевле, чем официальным перевозчиком, отмечает руководитель консалтинговой компании «Логистика. Бизнес. Решения» Вячеслав Белобжецкий:

БЕЛОБЖЕЦКИЙ: Всегда нужно сопоставлять стоимость перевозки на автобусе и стоимость перевозки ж/д, авиатранспорте. Если автобус более экономичный вид транспорта, то всегда будет на него спрос, всегда будут появляться подобные компании, которые будут заниматься незаконными перевозками.

Эксперты признают: автобусные перевозки – один из самых проблемных видов бизнеса в стране. Больше половины поездок выполняют именно «левые» ПАЗики, «ГАЗели» и «Неопланы». Прежде чем их конфисковать, придётся доказать факт регулярных перевозок. Для этого нужно собрать инспекторов Транснадзора, ГИБДД, Минтранса, купить билет на «левый» рейс. Для каждого водителя-нелегала эту операцию надо провести трижды, чтобы подтвердить регулярность нарушений, после чего обращаться с иском в суд. Там может выясниться, что автобус оформлен на частника. И в этом случае нарушителю грозит только штраф, отмечает Кирилл Янков:

ЯНКОВ: Владельцем автобуса может быть какой-нибудь пенсионер из какого-нибудь села, и он сдал его кому-то в аренду. Тут он как бы не виноват, и конфисковывать у него автобус – это нарушение принципа личной вины. Я боюсь, что именно таким способом всё равно от конфискации будут уходить.

По мнению экспертов, с уходом «серых» перевозчиков – «официальные» могут задрать цены, ведь конкурентов не будет. Иногда нелегальная маршрутка – единственное, что связывает соседние районы, и горожане не рады исчезновению таких рейсов. В Челябинске, например, люди требуют вернуть на линию перевозчика, у которого забрали лицензию за частые жалобы. Теперь жителей возит редкий троллейбус.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация