Авторские материалы Упрощённая версия: почему в России качество зарубежных товаров – хуже, чем на Западе
Персоны
Товары в России под импортными марками оказались хуже, чем в Европе. Федеральная антимонопольная служба обнаружила, что западные компании продают под своими брендами продукцию, которая по составу и качеству отличается от оригинальной. В частности, большую разницу нашли в стиральных порошках двух популярных марок, а также в известном швейцарском шоколаде. Производителей обязали устранить нарушение в течение месяца. Но представители бизнеса говорят, что они ничего не нарушали, просто российский рынок для них – не самый важный. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов продолжит тему.
ФАС и Роспотребнадзор провели химический анализ нескольких импортных марок стирального порошка и обнаружили, что как минимум 2 из них (весьма известных и популярных среди россиян) сильно отличаются по составу от тех, которые продают в Западной Европе. Настолько сильно, что в России для стирки того же самого объема белья требуется в 1,5 – 2 раза больше того же самого порошка из точно такой же упаковки.
С пищевыми продуктами – схожая картина. Например, в шоколаде одной известной швейцарской марки в упаковке, изготовленной для России, питательных веществ оказалось в разы меньше, чем в той, которая поставляется на западноевропейские рынки. Причем падение качества не зависти от того, приехал товар из Европы уже готовым или его произвели на территории нашей страны. В обоих случаях российский образец получался хуже того, который продается в супермаркете Швейцарии или Германии. За такое надо наказывать, убежден председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
ШАПКИН: Это ранее отмечалось на одном из заседаний правительства. Действительно, под западными брендами для России поставляется и производится здесь же продукция более низкого качества. С этим давно пора разобраться, и правильно, что ФАС переключилась на защиту потребителей от фальсификата.
Со стороны бизнеса звучат такие аргументы, что, мол, товары могут отличаться по составу по вполне объективным причинам. Например, порошок, если он произведен в России, изготовлен из местных реагентов, некоторые из которых – хуже по качеству. Кроме того, химические компании стараются учитывать состав местной воды и под разные страны производят немного измененный по свойствам порошок. Правда, все эти доводы не работают, если говорить о чисто импортных товарах, полностью ввезенных из-за рубежа, – например, о шоколаде. Но тут все банально и даже немного цинично: что немец покупать не станет, то русскому вполне сойдет. Комментирует ответственный секретарь комиссии по применению Кодекса добросовестных практик Михаил Бурмистров.
БУРМИСТРОВ: В более богатых странах традиционно рецептура более дорогая, более эффективная, и стоимость этого товара будет выше. Если мы говорим про страны относительно бедные, соответственно, в этих странах покупатель просто не может купить более дорогой продукт, поэтому будет покупать более дешевый и менее эффективный. Да, это стандартная практика международных компаний, когда для разных рынков один и тот же продукт может иметь разный состав. В этом никаких нарушений нет.
Ровно из тех же соображений западные компании имеют отдельные по составу партии для всех стран Восточной Европы. Продукцию худшего, чем на Западе, качества регулярно находят в Чехии, Польше, Венгрии. Производители говорят, что не видят смысла менять упаковку и как-то обозначать, что это – "упрощенная" версия их товара, поскольку в качестве своего бренда они все равно уверены. Условно говоря: поляк не поедет в Германию, чтобы сравнить местный импортный товар с таким же в соседней стране, он может сравнить только с польским ассортиментом, и раз выбирает зарубежную марку, то субъективно она все равно лучше. Были попытки со стороны руководства стран Восточной Европы прекратить, как они это называют, «пищевой апартеид» и «товарную дискриминацию», но по факту за последние 2 года ничего добиться им так и не удалось.
В России к этому вопросу подошли более серьезно. ФАС сейчас требует от западных компаний либо поднять качество их товаров до европейского уровня, либо писать на этикетке, что это – «ухудшенная» российская версия.