Лейтмотив Суррогатное материнство: благо или зло?

6 декабря 2019, 14:07

Персоны

Суррогатное материнство стало одной из главных тем недели. Телеведущий Дмитрий Киселёв призвал РПЦ пересмотреть позицию по данному вопросу. Православная церковь считает такой способ обретения ребёнка нарушением божьей воли. Суррогатное материнство – путь к спасению или разрушению традиционных ценностей?

Обсуждают Руслан Быстров и Валерия Лабузная.

На связи – врач-репродуктолог, генеральный директор Центра репродукции и генетики «ФертиМед» Маргарита Аншина, эксперт в области суррогатного материнства, адвокат, директор компании «Росюрконсалтинг» Константин Свитнев и заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.

БЫСТРОВ: Скажите, насколько популярна процедура суррогатного материнства сейчас в России?

АНШИНА: В течение года, по данным Российской ассоциации репродукции человека, где-то 600 -700 пар, которым нужен ребенок, рожденный суррогатной мамой.

БЫСТРОВ: По всей России?

АНШИНА: Да.

ЛАБУЗНАЯ: А кто эти люди, как можно описать портрет родителей, которые обращаются к услугам суррогатной мамы?

АНШИНА: Есть приказ Минздрава 107н, в котором указано, что к услугам суррогатной мамы могут прибегнуть супружеские пары или одинокие женщины, у которых есть противопоказания к вынашиванию беременности. Какие это противопоказания? Это либо отсутствие матки, или врожденные пороки матки, которые не дают вынашивать беременность, или это общие тяжелые заболевания, такие как тяжелый сахарный диабет, рак и так далее, то есть это достаточно тяжелые состояния. И еще одно показание – многократные случаи, когда беременность срывается, имеют место выкидыши, “замершие” беременности и так далее. Тогда тоже прибегают к суррогатному материнству. Это совершенно конкретные и четкие показатели.

ЛАБУЗНАЯ: Но, помимо медицинских показаний, наверняка это еще и определенный уровень дохода, потому что мы знаем, что процедура недешевая. Может быть, вы скажете, сколько это стоит и кто это может себе позволить вообще?

АНШИНА: Понимаете, то, что касается медицинского центра, а я директор именно медицинского центра, то это только медицинские показания, все социальные... А какие социальные могут быть желания у людей иметь суррогатную мать: это нежелание у моделей, у артистов – у них портится внешность, форма и так далее, но это не к нам, это вопросы совершенно другого рода. А у нас только медицинские показания. Что касается стоимости – это тоже не наш вопрос. Мы – медицинский центр – берем деньги только за выполнение процедуры ЭКО, которая одинакова для обычных женщин и для суррогатных мам. Только пересаживается эмбрион не в матку той женщины, которая хозяйка яйцеклетки, а в матку той женщина, которая будет вынашивать.

БЫСТРОВ: Вот здесь возникает вопрос: а чей этот ребенок генетически? Понятно, что там яйцеклетка и сперматозоиды родителей, но вынашивает его другая женщина. От этой женщины у этого ребенка что-то есть?

АНШИНА: Нет. Абсолютно ничего от этой женщины генетически у ребенка нет. Он 100% принадлежит по всем своим природным качествам генетическим родителям.

***

БЫСТРОВ: У нас на прямой связи эксперт в области суррогатного материнства, адвокат, директор компании "Росюрконсалтинг" Константин Свитнев. Константин Николаевич, здравствуйте.

СВИТНЕВ: Добрый день.

БЫСТРОВ: Какими законами регулируется сейчас в России суррогатное материнство?

СВИТНЕВ: Это Семейный кодекс Российской Федерации, Закон об актах гражданского состояния, но эти два документа прежде всего касаются регистрации определения происхождения детей, которые рождаются по программе суррогатного материнства в нашей стране. И также 323 закон – относительно новый, который был принят в конце 2011 года, статья которого посвящена применению репродуктивных технологий, в частности – суррогатному материнству...

БЫСТРОВ: Юридически ребенок, родившийся у суррогатной матери, чей?

СВИТНЕВ: В России по-прежнему действует принцип древнеримского права, известный принцип – Mater semper certa est – "мать всегда известна", то есть матерью считается та женщина, которая родила ребенка.

***

БЫСТРОВ: У нас на прямой связи сейчас заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе. Вахтанг Владимирович, здравствуйте.

КИПШИДЗЕ: Здравствуйте.

БЫСТРОВ: У нас много сообщений, мол, что как же нет представителя РПЦ в эфире, очень интересно услышать. Ну как же нет? Вот, пожалуйста, естественно, мы не могли обойтись без вас. Вахтанг Владимирович, вот после всей этой дискуссии с начала недели, которая вспыхнула, Дмитрий Киселев ее инициировал, и были у него и дебаты со священниками, Русская православная церковь по-прежнему стоит на своей позиции?

КИПШИДЗЕ: Да, Русская православная церковь продолжает оставаться на позиции, что суррогатное материнство является морально недопустимым, что она разрушает целостность семейных отношений и что если суррогатное материнство легализовано, то процесс деторождения превращается в циничный бизнес. Мы видим этому подтверждение.

Хотел бы дополнить, что позиция Русской православной церкви является далеко не единственной среди других христианских церквей. Абсолютно совпадающей позиции придерживаются и римско-католическая церковь, и многие консервативные протестантские общины. Поэтому мы считаем, что наше представление о недопустимости суррогатного материнства является библейским.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Лейтмотив. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Лейтмотив

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация