Картинка

Авторские материалы История Христа в гравюрах

10 декабря 2019, 16:34

Персоны

Дело к Рождеству. В музее архитектуры имени Щусева показывают редкие гравюры XV – XIX веков. В шедеврах Дюрера, Рубенса, Виньона и Пармиджанино можно узнать историю Иисуса Христа – от рождения до путешествия в Вифлеем и «бегства в Египет». Подлинники уникальных работ изучила корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова.

Сначала будет Благовещение. Дева Мария, пораженная внезапной благой вестью, филигранно выведена на старинной гравюре по рисунку Густава Доре. Этот шедевр открывает выставку. Дальше следует портрет Августа Октавиана и «Вид Назарета и Вифлеема». Каждая из гравюр иллюстрирует библейскую историю. Такая экспозиция дает не только красоту, но и важные знания, говорит директор музея архитектуры Елизавета Лихачева.

ЛИХАЧЕВА: К сожалению, значительная часть людей, которая причисляет себя к христианской церкви, очень плохо себе представляет историю Христа, весьма приблизительно – какие-то даты или аспекты его жизни. Поэтому для нас тематика выставки тоже очень важна. Мы рассказываем историю главного персонажа христианской мифологии на первоклассных памятниках печатной графики.

Гравюра появилась в начале XV века. Но актуальной стала в середине столетия – когда возникли первые книги, которые надо было иллюстрировать. С помощью гравировки делать это оказалось легко и удобно. Рассказывает куратор выставки Сергей Стародубцев.

СТАРОДУБЦЕВ: По технологии вот эта высокая книжная печать совпадает с гравюрой на дереве. Поэтому можно было набрать текст, подсоединить форму деревянную и напечатать вместе с текстом. Какая сама популярная книга? Библия! В XV веке, когда еще не было раскола, первая самая знаменитая Библия – Библия для бедных называлась. Возникла мысль о том, что, ну, люди читать не умели, и поэтому ее издали интересно – это 40 листов. И люди могли рассматривать эти картинки: внизу, например, Ветхий Завет, сверху – Новый.

Аккуратно выточенные гравюры не просто фиксировали моменты истории, но продлевали творческую жизнь художника. И не давали опустеть его кошельку. Великие живописцы умело использовали «новую технологию» на благо себе и потомкам, продолжает Сергей Стародубцев.

СТАРОДУБЦЕВ: Рубенс не был гравером. Он был гениальным художником и рисовальщиком. И он в какой-то момент понял: так же, как и Рафаэль Санти, если он хочет быть известным, если он хочет зарабатывать деньги, нужно, грубо говоря, постеры делать. Постеры тогда делались очень просто: гравер резал гравюру.

Изящные гравюры с полотен Рубенса и Рафаэля Санти, драматичное «Поклонение пастухов» – плод сотворчества художника Абрахама Блумарта и гравера Боетуса Больсверта. Кроме того, на выставке есть редкие работы анонимных авторов из Франции и Нидерландов XV – XVI веков, часть из которых представлена публике впервые.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация