Авторские материалы Спектакль с вселенским смыслом: мир Фолкнера – на сцене Маяковки
Персоны
Маяковка замахнулась на Фолкнера. Премьера спектакля «Йокнапатофа» по роману «Когда я умирала» прошла на сцене на Сретинке. Новая постановка – это комедия парадоксов о грубой реальности, абсурдная драма о человеческом счастье. Здесь нет разницы между слезами горя и радости. А тяжесть греха легче любовной печали. На спектакле побывала корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова.
По дороге скрипит телега, запряженная мулами. На ней – дощатый гроб. На его крышке расположился парень со сломанной ногой. Ему, трем братьям, сестре и отцу – надо преодолеть 40 миль, чтобы похоронить мать там, где она просила. Мулы по пути потонут, люди сто раз перессорятся и помирятся. А жизнь выйдет из берегов уныния буйной рекой. На репетициях режиссер спектакля Миндаугас Карбаускис призывал артистов держаться живого течения, признает исполнительница роли матери – Адди Бандрен – Юлия Марычева.
МАРЫЧЕВА: Он очень хотел, чтобы мы это играли про себя. Чтобы каждый человек был настоящий – не персонаж, не картинка, не представление какое-то о человеке, а чтобы мы проживали каждый момент. Он говорил, что спектакль не про смерть. Ничто не заканчивается в жизни человека смертью другого человека. А смысл в том, что у каждого человека жизнь продолжается. Не обязательно показывать радость, и праздник, и фейерверк напрямую на сцене, чтобы расслабиться в театре и радоваться.
Похоронить жену как следует ее супругу – Ансу Бандрену – не по зубам. У него их просто нет! Так же, как и денег. Зато есть куча детей и проблем, с которыми теперь придется разбираться самому. О своем герое говорит исполнитель роли Кирилл Кусков.
КУСКОВ: Сначала мне показалось, что это просто бездушный, черствый эгоист, фарисей, формалист, который добивается только своих интересов и эксплуатирует всех вокруг. Но потом я понял, что, во-первых, мы все эксплуатируем друг друга, к сожалению. Мы все стараемся любить так, как мы можем. И он – тоже. Так его любовь проявляется – он не забывает подумать и о себе, хотя для него и зубы, и новая жена – это все вопросы выживания семьи. И его – как главы этого “улья”.
Фолкнер придумал округ на юге Америке, назвал его странным словом Йокнапатофа и поселил туда своих героев – настолько же безумных и суетливых, насколько мудрых и земных. В их абсурдных речах открываются вечные истины. В их смехе – глубинная скорбь, а в слезах – чистая радость. Рассказывает исполнительница роли Коры Талл Наталья Филиппова.
ФИЛИППОВА: Мы играем, может быть, очень простых людей с индивидуальными чертами характера. Но все они складываются в один такой мир Фолкнера – очень живой, очень смешной. Кто-то верит, кто-то не верит, кто-то отчаивается, кто-то любит. И вот мы составляем такой пазл. В этом как раз и величие этого автора, что он всеобъемлюще, философски так смотрит на мир. Но он выделяет черты в людях, которые ему симпатичны: когда человек открыт этому миру, когда он ничем не защищен, когда у него нет гордости и страха, когда он доверяет Богу.
Спектакль со сложным названием, простыми декорациями и вселенским смыслом Миндаугас Карбаускис уже выпускал в начале нулевых со звездами «Табакерки». На этот раз режиссер поставил на молодежь – основные роли исполняют студенты его мастерской.