Лейтмотив «Чем меньше запрещать в искусстве, тем лучше»

10 января 2020, 14:11

Персоны

В России собираются серьезно ужесточить ответственность за пропаганду наркотиков. Правительство предлагает в разы повысить штрафы, а МВД вообще настаивает на введении тюремного срока. Но за что конкретно наказывать? Например, современные песни, в текстах которых нередко фигурируют наркотики, – пропаганда? А, скажем, фильмы «Морфий» или «Доктор Хаус» – пропаганда? А Пелевин? С другой стороны, возможно, действительно разрушительная сила искусства может быть настолько велика, что творцов просто необходимо ставить в определенные рамки? Эту тему в эфире «Вестей ФМ» Руслан Быстров и Валерия Лабузная обсуждают с член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолием Выборным, адвокатом, членом Совета по правам человека при президенте России Шотой Горгадзе, режиссёром Кареном Шахназаровым и президентом Независимой наркологической гильдии, кандидатом медицинских наук, врачом-психиатром, наркологом Русланом Исаевым. Кроме того, продюсер Иосиф Пригожин впервые рассказал о своем личном опыте с запрещенными веществами.

ВЫБОРНЫЙ: Знаете, я думаю, что парламентский корпус – высший законодательный орган страны – поддержит такую законодательную инициативу. Многие убеждены в том, что пропаганда наркотиков – это всё равно, что пропаганда убийства. В этой связи напомню, что в настоящее время, например, все, кто занимается, например, пропагандой к суицидальному поведению в сети интернет, могут быть привлечены к уголовной ответственности до 8 лет лишения свободы. Здесь и группы смерти и сайты суицидальной тематики, побуждение к суициду и многое другое.

О чём идёт речь в рамках данной законодательной инициативы. Здесь идёт речь о том, чтобы сделать первый шаг к усилению карательной политики государства в административной сфере. Только что перед вами эксперт называл цифры от 5 тысяч рублей увеличить для физических лиц до 30 тысяч, для должностных – до 100 тысяч, до 1,5 миллиона для юридических лиц. Кстати, там предусматривается ещё и приостановка деятельности юридического лица до 90 суток. И при этом предлагается ужесточить ответственность для операторов связи и интернет-провайдеров. В настоящее время, кстати, тоже административная ответственность до 5 тысяч, предлагается – до 100 тысяч рублей. Хотя, вы знаете, ведя речь об этом, такое ощущение, что многие даже не понимают всей степени ответственности за пропаганду наркотиков, и, конечно же, многомиллионная армия интернет-пространства захватывается этим злом и, соответственно, это влечёт крайне пагубные последствия.

* * *

ГОРГАДЗЕ: На мой взгляд, любое действие, особенно когда это действие направлено на пропаганду среди молодёжи, а мы с вами знаем количество популярных песен, которые в той или иной форме пропагандируют наркотические средства и воздействуют таким образом на неокрепшие умы подрастающего поколения, я считаю это очевидной пропагандой. Нельзя, конечно, говорить, что любая майка с принтом листка марихуаны является пропагандой наркотиков, но когда там какие-то слоганы-призывы, это уже в последующем эксперт должен дать оценку и заключение: является ли это пропагандой либо нет. И в таких случаях, конечно же, я считаю, при таких ситуациях должны быть ужесточены меры и должна наступать ответственность.

* * *

ШАХНАЗАРОВ: На мой взгляд, чем меньше запрещать, в общем-то, в кино, в искусстве, тем лучше. Вы правы, действительно. И у меня, кстати, есть в «Исчезнувшей империи» эпизод, где они курят всякие такие препараты. То есть я не сторонник запретов, потому что действительно могут быть ситуации, когда это необходимо в художественном замысле, то есть это всё равно часть нашей жизни. Мне кажется, надо бороться не путём запретов кино, а путём ужесточения, прежде всего, Уголовного кодекса. У нас в этом смысле, на мой взгляд, достаточно мягкие, вообще наказания.

БЫСТРОВ: Так вот ужесточают, Карен Георгиевич, а за пропаганду МВД вообще...

ШАХНАЗАРОВ: Думаю, надо не пропаганду прежде всего, а прежде всего вводить там, я не знаю... Либо очень высокие сроки, либо расстрел. Вот в Сингапуре, например, малейший... При мне было, я там пролётом был, двух новозеландцев – у них в Сингапуре пересадка была – у них там 2 грамма нашли. Их повесили! И всё! И там нет... Сингапур – центр, вообще, треугольник этого макового какого-то этого… То есть самое такое... И там нет этой проблемы. При этом там никто не запрещает в кино, в литературе.

* * *

ПРИГОЖИН: Я в своей жизни, ну, наверное, один раз попробовал, всё-таки один раз было у меня такое. Согрешил, да. Я просто пришёл в один клуб когда-то в Петербурге. Захожу в этот клуб и не понимаю, отчего сходят с ума все эти люди вокруг, отчего, почему они кайфуют. Я стою просто трезвый дурак какой-то, а мне говорят: «А ты попробуй таблетку». Мне дали таблетку, я запил водой. Я, честно говоря... Три дня меня потом колотило так, я чуть с ума не сошёл, клянусь. И я понял. Потом мне стала нравиться эта музыка. Ровно через полчаса я вошёл в экстаз и тоже начал со всеми танцевать, мне стало по кайфу. Есть специальный какой-то так называемый допинг, который позволяет людям уйти в отрыв. Это всё бизнес, по большому счёту. Причём такой бизнес... Вы же видите, по всему миру всё время тоннами вылавливают всяких разных людей, которые, собственно говоря, представляют эту индустрию, и она действительно носит такой... Вредоносный характер, по большому счёту, для человечества.

* * *

ИСАЕВ: Есть официальная статистика: около 400-500 тысяч тех, кто состоит на учёте. Есть неофициальные данные, то есть они где-то в 2-2,5 раза превышают, это те, у кого уже выставлен диагноз – зависимость наркотическая. То есть те, кто уже не могут обходиться без наркотиков. Не выставлен диагноз, а по сути они являются наркоманами, это уже болезнь, мы можем классифицировать. И есть огромная армия – ещё больше – это потребители. Потребители – ну, в принципе если человек один раз в год употребляет запрещённое вещество, то есть он уже является потребителем, и здесь, ну, несколько миллионов, то есть там 8,5, до 10 миллионов и так далее. Опять же здесь есть те, кто, поймите, один раз употребляют в год, те, кто несколько раз в месяц, а есть, что через 2-3 дня, но у них зависимость не сформирована. Поэтому это настолько разношёрстная толпа, но это то, что говорят цифры, наука.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Лейтмотив. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Лейтмотив

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация