Вечерняя смена Минфин поддержал идею института частных приставов

16 января 2020, 20:30

Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.

Вы являетесь соавтором этой инициативы. Насколько это правильно и своевременное предложение? И почему?

Алексей Кравцов: По статистике за 2019 год, Федеральная служба судебных приставов исполнила судебных решений примерно в районе 70 процентов. Получается, что все, кто ходит сегодня в суд, чтобы взыскать долг, суды выигрывают, но фактически судебное решение исполнено не будет. Деньги не вернутся. И такой огромный объём невозвращённых денег очень сильно влияет на социальную обстановку. Поэтому назрела необходимость что-то делать. Когда начали разбираться, в чём причина, выяснилось, что судебные приставы просто физически не могут сегодня исполнять судебные решения.

И теперь получится, что частные лица закатают рукава, скажут, что теперь они частные приставы и могут помочь государственным специалистам выколачивать долги? У вас нет опасений, что они будут наделены властными полномочиями, по сути, станут своего рода коллекторами, а их деятельность повлечёт за собой рост коррупции?

Алексей Кравцов: У коллекторов нет никаких полномочий. А у частных приставов будут те же полномочия, что и у государственных судебных приставов. Это раз. Второе. Лицензия частному приставу будет выдаваться персональная – на конкретную фамилию. Третье. Никакого сравнения с коллекторами быть не может, потому что лицензия на осуществление коллекторской деятельности выдаётся на фирму, и там нет персональной ответственности. А здесь ответственность персональная. Четвертое. Коллекторы никогда не занимались судами, коллекторы чаще всего занимались звонками. А частный пристав будет выполнять государственные функции исполнения судебных решений. Просто у него будет больше возможностей и меньше нагрузки. Тем самым снизится нагрузка и у государственной службы судебных приставов, и реально начнутся исполнятся судебные решения с персональной ответственностью. Пятое. Будет страхование ответственности частного пристава до 10 млн рублей, если его незаконными действиями будет причинён какой-то ущерб.

Как люди, которые никогда не сталкивались ни с какими судебными приставами, смогут понять, что входит в круг полномочий частного судебного пристава? С каждым приездом к судебным приставам всё настойчивее складывается впечатление, что они всё хуже и хуже работают. То ли их всё меньше и меньше становится. Но это невыносимо. Потому что, во-первых, к ним в очередях стоит огромное количество людей. В помещениях постоянная давка. Во-вторых, очень частое они отсутствуют на рабочих местах, невозможно их дождаться. В-третьих, это вечная путаница в документах. То есть, это реальный кошмар сегодняшних дней.

Алексей Кравцов: По докладу коллегии, в 2019 году на каждого судебного пристава приходилось 3,5 тысячи исполнительных листов в единицу времени. Это даже не в месяц и не в год. Если разделить всё это на восемь часов рабочего времени, получается на исполнение каждого исполнительного листа у пристава есть всего три минуты. Понятно, что сделать что-то за это время физически невозможно в принципе. Поэтому и необходимо разгрузить систему частными приставами. Иначе либо надо увеличивать штат Федеральной службы судебных приставов, либо...

А что мешает?

Алексей Кравцов: Бюджетирование. Частный пристав будет получать деньги от результата. То есть, он будет получать гонорар в размере 7 процентов от того, какую сумму денег он взыщет в пользу взыскателя. А государственные приставы работают за зарплату из бюджета.

А этот процент от взыскиваемой суммы не будет ли стимулировать частного судебного пристава предпринимать не очень гуманные действия?

Алексей Кравцов: Все действия будут осуществляться только после предоставления лицензии. Любые запросы, любой вход в помещения или какие-то действия в отношении имущества должника происходят с предъявлением персональной лицензии. Если этот человек нарушит закон, то будет нести личную персональную ответственность, в том числе уголовную, а никто другой.

Известно, что частные приставы пока начнут работать только по юридическим лицам?

Алексей Кравцов: Да, по искам юридических лиц, а гражданами и госорганами будут продолжать заниматься государственные приставы.

Хочется всё же понять законопроект, который регламентирует принудительную проверку жилого помещения в многоквартирных домах судебными приставами. Здесь что будет происходить? И частных, и государственных судебных приставов будут привлекать для того, чтобы прийти и проверить перепланировку, ремонтные работы и т.п.? То есть, всё, что вызывает вопросы у соседей?

Алексей Кравцов: Нет. Частный пристав сюда не придет, потому что здесь требование не от бизнеса к должникам, не по взысканию задолженностей, а речь идёт о нарушении публичных требований норм безопасности. Здесь исполняется решение суда. Ведь зайти в помещение, чтобы экспертные организации провели простую проверку, не всегда получается. И принудительный вход может обеспечить только государственный судебный пристав со своими полномочиями. Только для этого и был разработан механизм, чтобы вход в помещение для проверки законности чего-либо и отсутствия нарушений можно было осуществлять в принципе. Не пускает, например, человек комиссию с проверкой к себе в квартиру, чего сделаешь? Ничего не сделаешь. Надо идти в суд, получать судебное решение на вход и вместе с судебным приставом заходить в помещение и проводить проверку.

На словах всё ровненько и красивенько. Если за счёт появления частных судебных приставов в коридорах ФССП исчезнут очереди, если всё будет так, как должно быть: без пропажи бумаг, без часовых ожиданий в очередях, то уже хочется дождаться этого радостного момента.

Алексей Кравцов: Работают же частные третейские суды вместе с государственными параллельно, и всё отлично, все довольны. И будут частные приставы.

­Минфин поддержал идею института частных приставов

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация