Авторские материалы «Живой» кальян: зоозащитники – против «курения» черепах
Персоны
Прокуратура проверяет один из брянских ресторанов, где посетителям подавали кальян с живыми черепахами. Это произошло после того, как в соцсетях разместили видеозаписи такого "развлечения". Первыми шум подняли зоозащитники, потом подключились и правоохранители. Подробности этой истории расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Александр Санжиев.
Аквариум в кальяне, а внутри – черепахи. Такие видеозаписи появились в соцсетях, которые сделали посетители в одного из ресторанов Брянска. На кадрах видно, что на дне прибора для курения лежат живые красноухие черепахи. Это "развлечение" возмутило многих пользователей соцсетей, и они принялись писать гневные комментарии:
- "Развлечение для нашей вылезшей из колхозов «богемы». Испанский стыд просто".
- "Вот пусть теперь сам в этот кальян залезет голый, и поглядим, пострадает он или нет".
- "Посмотрите в YouTube видео, что становится с пиявками в воде из кальяна; черепахам было несладко".
После разгоревшегося скандала администратор заведения Дмитрий Свиридов опубликовал видеозапись, в которой принес извинения и объяснил, что черепахи были в отдельном аквариуме и дым к ним не попадал.
СВИРИДОВ: От лица администрации нашего ресторана я хочу извиниться за то, что мы каким-либо образом могли обидеть чувства людей, которые увидели в нашем "сторис" паровой коктейль на аквариуме с живыми черепахами. Для всех зоозащитников хочу пояснить, что сосуды и жидкости вообще никак не пересекаются. Соответственно, животные живы и здоровы.
Действительно, если хорошо рассмотреть запись, то видно, что черепахи находятся в отдельной колбе, а дым фильтруется в сосуде выше. Как выяснилось, это – специальный вид кальяна, который называется «Медуза». Если бы животных опустили в обычный, то они бы, вероятнее всего, отравились, а курящие ощутили неприятный привкус в дыме, объясняет президент Кальянного союза Ася Закатова.
ЗАКАТОВА: На вкус кальяна влияет очень много факторов. В случае если вода немножко несвежая или имеет какую-то примесь… А рыбка – она же живое существ. Или черепашка...У нее слизь на коже. Это все попадает в воду и влияет на вкус кальяна – отрицательно влияет.
Как рассказали посетители заведения, там, помимо черепах, в кальян сажали и змей. Для заказа так называемой экзотики в меню есть отдельная позиция – «Аквакальян». Удовольствие дорогое даже по московским меркам – 8 000 рублей. Но то, что для человека – забава, для животного может быть шоком: кальянное заточение, пускай с изоляцией от дыма, недопустимо, говорит ветеринарный врач Ольга Новикова.
НОВИКОВА: Нефизиологично, даже для водной черепахи, нахождение в очень замкнутом пространстве – в такой маленькой среде. Это влечет непоправимый вред здоровью, безусловно. Здесь нарушаются все нормы: нет доступа к кислороду, она не может никуда выйти. Ну, так нельзя!
По закону в заведениях общепита разрешено держать декоративных птиц и рыб. Черепахи и змеи, по сути, – под запретом. Сотрудники бара уверяют, что живность принесли на короткое время – по заказу постоянного клиента. Однако и это можно считать нарушением, уверена руководитель приюта для животных «Второй шанс» Наталия Карасева.
КАРАСЁВА: Во-первых, это кафе, там вообще априори не должно быть животных. Никаких. Где справки на этих животных? Носителями чего они являются? Где справки и заключения от ветврачей, что они вообще находятся на территории этого кафе, являются безопасными для тех же самых посетителей?
После шквала критики в адрес ресторана его решила проверить брянская прокуратура. Итог своего расследования надзорное ведомство пообещало опубликовать 1 февраля. Юристы, в свою очередь, прогнозируют, что на первый раз руководство ресторана отделается предупреждением. Если же там продолжат делать «живые» кальяны, то на второй раз получат штраф на сумму до нескольких сотен тысяч рублей. Но если и это эффекта не возымеет, то заведение и вовсе могут закрыть. Однако, судя по всему, так рисковать там не будут, учитывая, что после инцидента кальянная прославилась на всю страну. А так называемый чёрный пиар иногда бывает эффективнее хорошей рекламы.