Авторские материалы «Папа» для Галины Волчек: «Современник» посвятил первую премьеру сезона своему выдающемуся худруку
Персоны
«Современник» представляет первую премьеру сезона. На основной сцене театра вышел спектакль «Папа» по пьесе современного французского классика Флориана Зеллера. Многомерные декорации, звездный актерский состав и филигранная режиссура – таковы приметы новой постановки. На генеральном прогоне побывала корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова.
У него в голове кавардак: обрывки безумных идей и ностальгических воспоминаний. Некогда могучий и строгий отец семейства с годами стал капризным и немощным. Папа болен. И жизнь в его мыслях то скачет, то течет параллельно реальности. Именно поэтому события спектакля развиваются как будто в зазеркалье. Рассказывает режиссер постановки Евгений Арье.
АРЬЕ: Во-первых, пьеса написана в определенной, очень непростой форме. Как бы через главного героя, у которого мир двоится, который попадает все время в абсолютно для себя неожиданные ситуации. Сначала у меня такой возник образ – лодочник, который перевозит нас на другую сторону бытия. Мне казалось, что человек оказывается под водой, потом выныривает, как-то ориентируется, потом его снова погружает, потом опять выныривает и абсолютно уже не узнает действительность, в которой он оказался.
Он пьет кофе с сахаром, потому что сладкое помогает соображать, однако путает утро и вечер. Он хочет выйти к ужину при параде, но так и не находит в себе сил сменить пижаму на костюм. Иногда он забывает имена и лица и без конца хватается за часы. Роль впадающего в детство старика исполнил Сергей Гармаш. Актер, который чаще играл плечистых и крепких «хозяев жизни», давно мечтал именно о такой работе.
ГАРМАШ: Я могу верить в какие-то чудесные вещи по-настоящему, и эта вера подтверждается. Я на протяжении последних лет 6 или 7 очень часто, отвечая на вопрос «что вы хотите сыграть?», говорю, что хочу сыграть слабого, растерянного – не маленького гоголевского, конечно, не Башмачкина – это, конечно, не моё, но слабого, беззащитного человек. И это слышала Галина Борисовна. Она очень хотела, чтобы я сыграл эту роль.
«Беззащитный старик» бывает силен в нападении. Свою взрослю дочь Анну он обвиняет то в безразличии, то в корысти. В ответ она взрывается протестом барабанной дроби или трепещет, как струна затихающей арфы. Ей приходится выбирать между собой и отцом. И подобная жизнь «на разрыв» – тоже сродни болезни. Роль Анны – актерский дебют в «Современнике» знаменитой Виктории Толстогановой.
ТОЛСТОГАНОВА: Папа и взрослая дочь – это такая огромная планета все-таки. И она такая, мне кажется, неисчерпаемая. Я больше чем уверена, что мы еще, играя, будем открывать какие-то истории. Потому что там, помимо сюжета, существуют еще – и это так ценно, мне кажется, пьеса очень в этом смысле хороша, потому что там отношения между папой и дочерью беспощадные, непростые, и в то же время любовь, и в то же время ненависть.
О постановке «Папы» в «Современнике» мечтала Галина Волчек. Она знала Евгения Арье как режиссера, способного рассказать о человеческой драме без истерики и фальши. И пригласила его для совместной работы. Первую премьеру сезона труппа театра посвятила своему выдающемуся худруку.