Авторские материалы Мир глазами Александра Родченко: выставка «фотореволюционера» открылась в Москве
Персоны
В объективе – авангард. Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку работ Александра Родченко. Портреты Маяковского и Бриков, городские пейзажи, снимки пожарных лестниц, крыш и колонн в неожиданных ракурсах – на выставке собраны работы Родченко начала 20-х до конца 30-х годов прошлого века. Их изучила корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова.
Плотный листок картона, а на нем аккуратно приклеена черно-белая фотокарточка – именно так Александр Родченко оформлял свои творения. Он взял камеру в руки в начале 20-х годов и показал людям мир своими глазами. Пожарная лестница под его объективом превращалась в рельсы, ведущие в небо. Продавщица сигарет выглядела романтичной femme fatale, а пионер-трубач смотрелся титаном. Снимки Родченко изменили формулу фотопространства, говорит сокуратор выставки Наталья Герасина.
ГЕРАСИНА: Фотографией он произвел, конечно, революцию, меняя представления людей о таких обыденных вещах, к которым мы привыкли, и как наш взгляд можно поменять, что мы увидели их совершенно по-другому.
Видеть “необыкновенно обыкновенное” – таков был принцип Родченко со товарищи. Фотограф фиксировал на пленку свой ближний круг: Лилю Брик он «подловил» в косынке, как будто застывшей в радостном крике, – этот портрет стал основой для плаката Ленгиза. Ее мужа Осипа заснял в очках, у которых вместо одной из линз – логотип журнала «ЛЕФ». Родченко устраивал фотосессии Владимиру Маяковскому. Импозантный поэт использовал минимум реквизита: шляпу, пальто, папиросу. Неудивительно, что автор «Облака в штанах» и фотограф-экспериментатор очень дружили. Рассказывает правнука Александра Родченко Екатерина Лаврентьева.
ЛАВРЕНТЬЕВА: Была книжка, которую подарил Маяковский дочери Александра Родченко – моей бабушке Варваре, – «Что такое хорошо и что такое плохо». И там было написано: «Муле Родченко, дядя ЛЕФ». Взаимоотношения с Маяковским были очень открытые, с ироничным подтекстом. Они делились какими-то событиями: Родченко попал в Париж, потому что Маяковский был членом организационного комитета выставки, он предложил Родченко в качестве художника советского павильона.
Единомышленники, спорщики, новаторы: Маяковский, Родченко и их друзья горели близкими идеями. Они творили с прицелом на будущее и умели удивить современников, продолжает Екатерина Лаврентьева.
ЛАВРЕНТЬЕВА: Авангард действительно дал творческую пищу на много-много десятилетий вперед. Эти проекты зачастую делались как некие утопические, возможно, с оглядкой на будущее, потому что об этом будущем они постоянно грезили: «Будущее – единственная наша цель». Но они считали, что они своими творческими порывами и усилиями это будущее формируют, приближают. То есть оно почти вот в этом настоящем создается.
Фотограф, живописец, график, дизайнер, Александр Родченко работал как сценограф для театра и кино. И одним из первых в России стал разрабатывать рекламные плакаты и щиты.