Неизвестная планета Сотый дубль пятнадцатисекундного кадра
Что представляет собой работа современного кинооператора? Сколько времени длится рабочий день, когда фильм снимается полным ходом? Ответ на этот вопрос может озадачить...
Михаил Кричман: Норма – двенадцать часов, включая обед. По крайней мере, в рекламе это так. Но, как показывает опыт, киносъемки редко ограничиваются двенадцатью часами... За это время некоторые умудряются снимать по семь – восемь минут экранного времени, – это если мы говорим о сериалах. Но если брать, скажем, мою работу с Андреем Звягинцевым, это может быть тридцать секунд полезного времени, но может и пять минут! Допустим, когда сцена решается одним-двумя кадрами: Андрей любит такие однокадровые решения, – без склеек.
Сложно ли это? Сложно: существует ритм фильма; необходимо понимать контекст, в который вписана сцена. А ведь то, что было до этой сцены и будет после, может быть еще не снято. За ритмом следит режиссер, отсюда – возможность большого количества дублей...
- Говорят, Стэнли Кубрик славился тем, что мог сделать до ста дублей пятнадцатисекундного кадра. Такое возможно?
Михаил Кричман: Я слышал такие страшные истории... Насколько я знаю, сцена в "С широко закрытыми глазами", где герой (его играет Сидни Поллак) идет по дому и здоровается с гостями, подходит к стойке бара и ставит на нее бокал, снималась несколько дней. Это меньше двух минут экранного времени. Рассказывают, на месте Поллака изначально был другой актер, который ушел, не выдержав многодневных издевательств Кубрика... Так что этот процесс может длиться сколько угодно, главное – направить его в правильное русло. А вот это может сделать только режиссер...