Картинка

Авторские материалы Вторая «молодость» автомобиля: как предлагают наказывать за «скручивание» пробега

27 января 2020, 15:43

Персоны

За "скрученный" пробег автомобиля предлагают штрафовать на миллион рублей. Речь идёт о конторах, которые зарабатывают корректировкой пройденных километров. Новому владельцу "неправильный" пробег грозит расходами на внеплановый ремонт. Как меняют пробег машины и что делать, разбирался экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.

«Бэушные» машины подбирают по двум основным параметрам – возрасту и пробегу: чем меньше – тем дороже выставляют автомобиль. Проблема в том, что каждую третью машину у нас продают с изменённым километражем. Главным образом «омолаживают» старый автопарк и бюджетные иномарки, рассказывает автокриминалист Максим Шелков. На них достаточно подкрутить механический одометр отвёрткой или с компьютера занизить пробег на электронной «приборке».

ШЕЛКОВ: Современные машины чаще всего оборудованы множеством блоков управления, какими-то датчиками. Во многих блоках дублируется пробег, записывается история ошибок – на каком пробеге какие неисправности были. Но есть автомобили старые, и там чаще всего "скручивание" пробега заключается исключительно в перепрограммировании самой панели приборов.

В Интернете обещают «смотать» пробег в нужную сторону без следа и обнаружения дилерским оборудованием. Услуга стоит от 1500 до 5000 рублей. Специальный прибор подключают к электронному блоку управления и «вычищают» все старые показатели двигателя, коробки, датчиков АВС. Вместо вбивают нужные продавцу цифры. Через полчаса машина «помолодеет» на любое количество километров, обещает "сервисмен" одной из таких контор.

СОТРУДНИК: 2 000 рублей будет стоить. Мы всё сделаем так, что вы смело поедете на диагностику, и ничего никто не определит.

При "скрученном" пробеге дешевая иномарка дорожает в среднем на 50 000 рублей, премиальная – на все 500 000 (особенно машины «свежего» года выпуска). Но переплата за поддельные цифры на одометре – не единственная цена, которую заплатит покупатель автохлама. Владелец по незнанию может пропустить замену важных узлов и «попадёт» на значительный ремонт, говорит Максим Шелков.

ШЕЛКОВ: Полностью сбивается хронология обслуживания автомобиля. Человек свято верит, что у него пробег – 60 000 километров. Но нужно менять, например, ремень ГРМ, нужно менять тормозную жидкость. Но человек, думая, что у него пробег – гораздо меньше, потом "попадает" на ремонт двигателя, ремонт коробки, каких-то других дорогостоящих узлов и агрегатов.

В Германии за "скрученный" километраж сажают на год в тюрьму. Французы наказывают сроком на 2 года, и еще уличенный в махинациях с пробегом заплатит почти 40 000 евро (в пересчёте – почти 3 миллиона рублей).

У нас за это пока не наказывают. Автодилеры вместе с депутатами предлагают начать с крупных штрафов для сервисов по "скрутке" километража. Частные конторы заплатят 300 000 рублей; для автосалонов и торговых площадок сумма будет в 3 раза больше. Жёсткие меры в виде уголовного срока за "скрутку" пробега, скорее всего, не пройдут, полагает один из авторов инициативы, руководитель ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев, поскольку нет общей базы по пробегам.

МОСЕЕВ: На первом этапе – исключительно ответственность компаний, которые предлагают такую услугу. Это несложно выявляется, мониторится и доказывается. А что касается гражданина, здесь всё гораздо сложнее. Да, есть примеры развитых стран, где введена даже уголовная ответственность за то, что ты "скрутил" пробег на собственном автомобиле. Но там есть возможность доказать, что именно в твоё владение пробег был "скручен".

Часто покупатели узнают о "скрученном" пробеге буквально на следующий день после покупки – при постановке машины на учёт или у дилера, куда владелец заехал поменять масло. Там выясняется, что километраж "скручен" наполовину. Иногда продавец по суду возвращает часть денег обманутому покупателю. Но если автомобиль перед покупкой осматривали и всё устроило, суд вряд ли увидит проблему в изменённом пробеге. Так считает автоюрист Сергей Радько.

РАДЬКО: Если состояние покупателя устраивает, тогда пробег не имеет никакого значения. Если бы те данные, которые сообщает дилер, носили бы какой-то юридически важный характер и имели бы большое юридическое значение – тогда может быть. Но ведь блоки управления могут быть от другого автомобиля. Насколько законна и неприкасаема база данных дилеров – тоже неизвестно.

Впрочем, определить, что подсовывают убитый дорогами автохлам, можно и без специального сканера. «Скрутку» одометра выдают потёртая кожа руля и рычага коробки передач, дырка на ковре под педалями, вусмерть затёртая кнопка «старт-стоп», отбитая краска на пороге со стороны водителя. Как правило, пробег у таких машин – далеко за 150 000, но у продавца просто нет времени на переделку (либо она слишком дорогая).

С премиальными машины всё сложнее – перекупщики могут даже поменять салон на свежий, так как навар исчисляется сотнями тысяч рублей. Самый проверенный способ узнать оригинальный пробег – вместе с продавцом заехать к официальному дилеру и "прогнать" машину по сканеру. Если продавец отказывается – это повод поискать другую машину.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация