Авторские материалы Магическое искусство Дали: масштабная выставка великого каталонца открылась в Москве

29 января 2020, 18:09

Персоны

Московский Манеж приглашает на выставку «Сальвадор Дали. Магическое искусство». Около 200 произведений – от юношеских до самых поздних, гравюры к поэме Данте, невиданные ранее шедевры и всем известные работы показаны в неожиданном свете. Детали биографии художника, история его любви и новые грани творчества – не все, но многие загадки Дали будут разгаданы. Экспозицию посмотрела корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова.

Художник не должен быть голодным, несчастным и угнетенным – по таким правилам жил и творил Сальвадор Дали. Признанный гений, он начинал с импрессионизма, потом углубился в сюрреализм и ядерный мистицизм. Он рисовал реальность снов и фиксировал в красках порочные мысли. Дали говорил, что отличается от безумца лишь тем, что сам – не безумен. Он с азартом крушил устои и рвал шаблоны. Был ли эпатаж великого каталонца продуманным или шел от его необузданной натуры – размышляет куратор выставки, директор музеев Дали и Центра изучения наследия Дали фонда «Гала – Сальвадор Дали» Монсе Агер.

АГЕР: В этом было много врожденного. Это была действительно часть его характера. Но, конечно же, Дали знал, что с помощью провокации он может достичь намного более широкой публики. Именно для этого он делал некоторые из своих знаменитых кратких высказываний. Важно, что во всех этих высказываниях можно проследить определенную последовательность, линию. В результате он создал свой параноидально-критический метод в художественной интерпретации реальности.

Всего на выставке 188 работ: живопись, акварели, карандашные рисунки. В отдельном зале – подборка гравюр Дали к «Божественной комедии» Данте. Несколько шедевров, в том числе знаковый «Мягкий автопортрет с жареным беконом», впервые привезены в Москву. Экспозиция идет по хронологии: от ранних пейзажей в духе Клода Моне до классических работ с отсылкой к мастерам Возрождения. Свет в залах намеренно приглушен, а каждое полотно подсвечено индивидуально. При входе гостям «улыбаются» 2 фотопортрета: с одной стороны – сам художник: обжигающий взгляд, закрученный ус, с другой – неразлучная пара Дали и Гала. Рассказывает председатель фонда «Гала – Сальвадор Дали» Хорди Меркадер Миро.

МИРО: Они познакомились в Париже, куда Гала приехала со своим мужем, которого там же покинула ради Дали. Она стала для него не просто музой. Она была его интеллектуальным партнером, его соавтором. Ее знания жизни, начитанность, “насмотренность”, философский и свободный подход к миру и вещам питали Дали. Гала вдохновляла его и влияла практически на все периоды его творчества.

Он рисовал ее, рисовал для нее и ради нее. Во многих картинах – то явно, то наброском – проявляется профиль Галы: цепкий взгляд, тонкий зигзаг улыбки. На картине «Три знаменитые загадки Галы» ее губы, нос, подбородок в трехмерном измерении расположились, словно между небом и землей. Дали с упоением писал обнаженное тело жены, и она охотно ему позировала, продолжает Хорди Меркадер Миро.

МИРО: Если мы подумаем об их характерах, об их личностях, то поймем, насколько они близки и похожи. Оба были под впечатлением сюрреализма. Их пленил феминизм – под его влиянием на многих картинах они ставили двойную подпись “Дали-Гала”. Тогда это могло казаться капризом. Сегодня мы понимаем, что этот их поступок – настоящий манифест современности.

Дали шел на опережение и в жизни, и в искусстве. Он не только писал картины, но создавал театральные декорации и костюмы, пробовал себя как режиссер на сцене и в кино. В 1929 году вместе с Луисом Бунюэлем он снял фильм «Андалузский пёс». А в середине 40-х поставил «параноидальный» балет «Безумный Тристан» на музыку Вагнера. Иллюстрации на тему этого спектакля можно увидеть на выставке.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация