Авторские материалы Автомобили, одежда и даже хоккейные клюшки: коронавирус грозит дефицитом товаров
Персоны
Распространение китайского коронавируса может оказать определенное влияние на российскую экономику. И хотя на темпах экономического роста это скажется незначительно, в отдельных отраслях промышленности могут возникнуть проблемы из-за перебоев с поставками комплектующих и материалов, которые производятся в Китае. Могут встать конвейеры на ряде автозаводов, а предприятиям легкой промышленности придется искать поставщиков тканей и фурнитуры в других странах. В ситуации разбирался корреспондент “Вестей FM” Олег Яхонтов.
Одними из первых о возможных проблемах, связанных с поставками комплектующих из Китая, заявили на петербургском заводе Nissan, где производятся модели Qashqai, X-Trail и Murano. В отличие от японского завода компании, где производство собираются приостановить с 14 февраля, в Петербурге пока есть необходимый запас компонентов. Однако если нефункционирующие сейчас заводы Nissan в Китае не начнут работать, как планировали 17 февраля, то завод в Северной столице приостановит сборку автомобилей уже в начале марта. По словам автомобильного обозревателя Игоря Моржаретто, это неизбежная реакция на сбой в производственной цепочке, где на замену поставщика комплектующих может уйти довольно много времени.
МОРЖАРЕТТО: Смена поставщика комплектующих – это долгий процесс, потому что трудно найти компанию, которая готова быстро освоить производство, причем в больших объемах, каких-то узлов или нужных комплектующих для этой модели. На смену поставщика может уйти минимум 3 месяца – на то, чтобы его найти, согласовать все технические требования, убедиться, что качество соответствует, и так далее. И сейчас автопроизводители во всем мире в некотором шоке, потому что надо менять поставщиков.
Подобные проблемы возникли и на заводе грузовых автомобилей “КамАЗ”, где уже предупредили о возможном сокращении производства с марта. Как заявили на заводе, большинство комплектующих, необходимых в производстве, имеют в своем составе детали, производящиеся в Китае (а некоторые из них производятся только там). Производство “КамАЗа” на февраль полностью обеспечено компонентами. Но в случае продолжения распространения вируса и введения в связи с этим ограничительных мер в компании предупредили о рисках корректировки производственных планов с начала весны.
Помимо автопрома, о возможных проблемах в связи с остановкой производств в Китае заявили российские производители товаров легкой промышленности, для которых КНР сегодня – основной поставщик текстиля и фурнитуры. Китайских партнеров могут заменить фабрики из Кореи, Турции, Италии и ряда азиатских стран, но на это, по словам президента Союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрея Разбродина, уйдет время.
Эксперты уже подсчитали, что если российским компаниям придется переориентироваться, то стоимость продукции может подскочить на 15 – 20%. Правда, большинство поставщиков российских компаний расположены в регионах, которые не попали в зону поражения вирусом. Однако Китай – основной импортер готовых изделий. По данным Минпромторга за 2019 год, из общего объема ввозимого в Россию текстиля на КНР пришлось 36,5%.
Пока, по мнению экспертов, сложно сказать, столкнутся ли компании с материальными трудностями из-за смены партнеров. У каждого предприятия свои условия договоров, и “общего знаменателя” по отрасли нет. Остановка различных производств в Китае из-за распространения коронавируса оказала влияние даже на такую сферу, как хоккей, поскольку большинство клюшек для игроков НХЛ производятся в Китае (поставщики базируются в Северной Америке, но их фабрики, которые выпускают клюшки небольшими партиями, находятся в КНР). Пока в лиге сохраняют оптимизм, но признают, что есть повод для беспокойства.