Авторские материалы Оригинальный взгляд на классику: театр «Модерн» представляет «Войну и мир» в постановке Юрия Грымова

12 февраля 2020, 18:52

Персоны

Театр «Модерн» представляет «Войну и мир». Оригинальный взгляд на великий роман, новые акценты в вечной истории. И вместе с тем – вечная борьба порока и добродетели, балы и дуэли, брызги шампанского и грандиозные батальные сцены – все это в постановке Юрия Грымова. За 4 часа меняются характеры и судьбы героев и целой империи. На спектакле побывала корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова.

Запах ладана, переливы церковного хора: все русские таинства – от венчания до крестин – начинаются с храма. И так же традиционно – за постом и молитвой – наступает пора кутежей и балов. В светских гостиных гуляет сквозняк порока. Девицы теряются от любви, а дамы тасуют колоду из любовников и мужей. Оскорбленные «враги поневоле» между мазуркой и вальсом успевают назначить дуэль. Но когда звон бокалов с вином заглушают залпы военных орудий – мир переворачивается. В этом – важный посыл романа современникам и потомкам, уверен режиссер-постановщик спектакля Юрий Грымов.

ГРЫМОВ: Война – это страшно, весь миропорядок нарушается мгновенно. И в спектакле я подчеркиваю, что когда-то во время войны все пытаются найти мир. Не только мир, чтобы не воевать, но и друг с другом, и с собой. А во время мира все почему-то “дружат” друг против друга. То есть мира не ищут, а наоборот, все входят в конфликт.

Человеку сложно быть в мире даже с самим собой. И это – еще одна важная мысль романа, вокруг которой строится действо. Ключевая фигура спектакля – Пьер. Грузный и несуразный добряк, муж-«рогоносец», он шаг за шагом через мир и войну приближается к истине. Его движения неуклюжи, он оступается, но в итоге – приходит к открытию настолько же простому, насколько грандиозному. Путь Пьера Безухова начинается из масонской ложи. И это – неспроста, говорит исполнитель роли магистра масонов Юрий Ампилогов.

АМПИЛОГОВ: Пьер и его стремление к западничеству у Толстого показаны на фоне его желания вступить в масонскую ложу, его вступления в масонскую ложу. Этот ритуал описан очень подробно. Просто, допустим, мало кто об этом помнит, читая роман, может быть, не обращают внимания. А это как бы основное – перерождение Пьера, его возвращение к русским корням, русским традициям. И он говорит в сцене с Каратаевым: «Какие масоны! Вот она – Россия, вот она – Русь, вот она – настоящая душа!».

Душа и тело, дух и материя – вокруг этих полюсов также разворачивается «Война и мир». У Толстого все герои – главные, уверены создатели спектакля. Но чтобы подчеркнуть нужные линии, необходимо сделать точечные акценты. Рассказывает исполнительница роли княжны Марьи Марина Дианова.

ДИАНОВА: Два противопоставления и два персонажа, у которых нет возраста у Льва Николаевича: Элен Безухова – очень красивая, но с таким жестким сердцем, каменным. Она совершенно далекая от церкви, вся такая светская, сделанная, блестящая, великолепная, в нее влюблялись с первого взгляда. И Марья Болконская, девушка некрасивая, но настолько верующая... Она чистотой своего сердца доказывает настоящую красоту своей души. И вот это противостояние было и будет актуально всегда.

3 действия, 4 часа, более 400 костюмов: в постановке занята вся труппа театра, а за песенный фон отвечает знаменитый хор имени Свешникова. Декорации спектакля сменяются многократно: намоленный храм, покои Ростовых, блестящий салон Элен. А потом этот ровный уклад разрывает война. Задымления, выстрелы, пыль, стоны раненых: трагическая достоверность батальных сцен взрывает минорным аккордом мирное действо.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация