Железная логика Партия Меркель – ни с левыми, ни с правыми, и это – официальная линия
Персоны
Гостья “Железной логики” – заместитель руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН, кандидат исторических наук Екатерина Тимошенкова.
У микрофонов – Сергей Михеев и Сергей Корнеевский.
Скандал в Тюрингии ударил по авторитету Ангелы Меркель. В этой федеральной земле премьера избрали благодаря голосам «Альтернативы для Германии». Хотя правые популисты давно входят в правительства других стран Европы, Германия — особый случай ввиду ее нацистского прошлого. Критика в адрес Меркель теперь раздается как в Европе, так в Германии.
Скандал в Тюрингии – провокация? И со стороны кого?
ТИМОШЕНКОВА: В принципе, это была провокация, но со стороны «Альтернативы для Германии». Я бы сказала, что это провокация по отношению к ХДС в общем и по отношению к тем партиям, которые находятся у власти. Почему? Потому что, понятное дело, «Альтернатива для Германии» считается нерукопожатной партией правого толка, но она официально избрана в бундестаг, она официально избрана во все ландтаги. Почему она не должна голосовать за премьер-министра?! Но она имеет право голосовать так, как она хочет, да?
Но, с другой стороны, они четко показали в Тюрингии, что, дескать, «без нас вы не можете выбрать премьер-министра, то есть именно нашим голосом, именно с перевесом буквально в один голос, именно благодаря нам мы избираем премьер-министра, в частности, от партии СВДП от либералов. Но мы избираем того премьер-министра, которого хочет ХДС». Конечно, это провокация! Провокация в том смысле, что изначально они выставляли свою кандидатуру против левого кандидата – кандидата от левой партии, а потом резко отказались и решили поддержать «Свободных демократов».
Но здесь в чем возникает вопрос: а знали ли представители ХДС и «Свободных демократов» о том, что «Альтернатива для Германии» проголосует в итоге за их кандидата? То есть говорить о том, что они не могли этого знать, невозможно. Даже Ангела Меркель сразу же сказала (почему и возникает конфликт вокруг Аннегрет Крамп-Карренбауэр) – эта ситуация была предсказуема, то есть ее можно было предсказать, и, соответственно, надо было выбрать уже какую-то линию поведения. Но Аннегрет Крамп-Карренбауэр оказалась недостаточно сильной фигурой для того, чтобы быстро реагировать на эти обстоятельства, для того, чтобы предугадывать...
КОРНЕЕВСКИЙ: А что она могла бы предугадать, например?
ТИМОШЕНКОВА: Ответить вам на этот вопрос очень сложно, потому что решения, которые принимает ХДС – это такой вот, может быть, капкан своеобразный. Они не хотят поддерживать партию «Левая», то есть для них проголосовать за будущего премьер-министра от партии «Левая» – это неприемлемо. В то же время они не могут проголосовать за кандидата, который будет поддержан «Альтернативой для Германии». То есть они загоняют себя в такое положение, когда и ни с левыми, и ни с правыми, и у них это – официальная линия. И Тюрингия – это особая земля! Там кто побеждает на выборах? Больше всего набирает партия «Левая» и «Альтернатива для Германии». Там поляризация, разделение на «левых» и «правых» просто очень сильна, настолько сильна, как нет в других землях! И там премьер-министр был «левый», и он, естественно, хотел быть переизбранным. То есть вот эта ситуация в Тюрингии, она – патовая! Но в чем проблема для Германии? Она же может повториться и в других федеральных землях!
Полностью слушайте в аудиоверсии.