Авторские материалы Сюрреалист с фотокамерой: в Центре братьев Люмьер открылась выставка работ Ги Бурдена
Персоны
“Ги Бурден. Следуй за мной”: в Центре братьев Люмьер открылась выставка культового фотографа XX века. Одиозные рекламные снимки, смелые фото для главного модного глянца, эстетика, вызов и чудеса композиции без фотошопа – таков характер работ французского мастера. Экспозицию посетила корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова.
Он начинал как художник: отслужив в армии в конце 40-х, Ги Бурден взялся за кисти и холст. А уже в середине 50-х переключился на фотографию. Бурден учился у культового фотографа тех лет – Ман Рея. И, несмотря на влияние мэтра, продвигал свой фирменный стиль. Его первые черно-белые снимки – дама с цветущим садом на шляпе или красавица на фоне поджаренных куриц – это чистый сюрреализм. Он не был провокатором, а просто творил от сердца, говорит сын фотографа.
БУРДЕН: В его работах много страсти, энтузиазма. Он был человечным и глубоким, и это, как мне кажется, чувствуется в его снимках. Отец постоянно горел идеями и очень много трудился. Его называют гением. Но чтобы добиться успеха, достаточно 3% гениальности, все остальное – это работа. Отец был счастливчиком – он обожал свое дело, старался жить в моменте. Он не гнался за деньгами и славой. Они сами догнали его. Он же просто занимался искусством.
Хочешь эффектное фото – умей вертеться. Ги Бурден в буквальном смысле слова переставлял с ног на голову и моделей, и мебель, и собственную камеру. В те времена фоторедакторы еще не появились. Но мастеру с фантазией это не мешало творить чудеса. На одном из снимков десятки идентичных женских рук с безупречным маникюром закрывают девичье лицо. Идеальная композиция, дерзкая эстетика и многочасовая работа, чтобы расстояние между пальцами моделей было выверено до миллиметра, говорит куратор выставки Наталия Герасина.
ГЕРАСИНА: Он придумывал какие-то уловки, чтобы какие-то образы сразу привлекали внимание зрителей. За многими из них скрывается какая-то история. Вот эти эффекты все – наложение изображения или умножение – сегодня это можно сделать в фотошопе, но в то время это было невозможно. И он просто придумывает какую-то идею и воплощает её теми средствами, которые у него были.
Главное правило – никаких правил! Ги Бурдена не могли ограничить ни редакторы Vogue, ни рекламные мастодонты. Работая со знаменитой обувной маркой, фотограф не оставил идеи сюрреализма: то женские ножки в нарядных туфлях «бродили» по фотографиям сами по себе, то танцевали канкан в изящных чулках. И подобная смелость была абсолютна в духе эпохи, продолжает Наталия Герасина.
ГЕРАСИНА: Он не подчинялся никаким влияниям со стороны редактора журнала или со стороны заказчика. Например, вот он работал в течение 17 лет с Шарлем Журданом – с его брендом. Журдан полностью ему доверял. Вот эти ножки – манекены ног, например, или фотография в фотографии – тогда он вырабатывал все эти приемы. Вообще, может быть, в те годы журналы были открыты для экспериментов.
Главный сюрреалист с фотокамерой достиг своей цели: его творческий стиль изучают на факультетах искусств. Молодые последователи настраивают фоторедакторы «под Ги Бурдена». А фотографии мастера хранятся в крупнейших музеях культурных столиц мира.