Железная логика «Европе приходится выбирать между свободой и безопасностью»

10 марта 2020, 12:06

Персоны

Политические и экономические следствия распространения коронавируса и миграционного кризиса в Европе, реакция Германии на ситуацию в Идлибе и многое другое. Гость Сергея Михеева и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – заместитель руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН, кандидат исторических наук Екатерина Тимошенкова.

ТИМОШЕНКОВА: Конечно же, если бы они принимали решение на европейском уровне, это имело бы совершенно другой эффект. Но пока все переходит на национальный уровень, потому что это как бы – проблема отдельных стран, и она по-разному выражена в каждой отдельно взятой стране. И поэтому меры, которые принимают в зависимости от распространения коронавируса, они тоже разные. Вот Италия закрывается. Германия, немецкое правительство собиралось на кризисные встречи, вчера, сегодня ночью они заседали, и, в общем, они сделали упор в основном на принятие неких финансовых мер, которые будут поддерживать их предприниматели и их бизнес. Речь идет о том, что необходимо разработать некий проект, благодаря которому они будут поддерживать финансовыми средствами. И они собираются взять, это согласно вот тем статьям, которые появились, под опеку или, скажем так, помочь малому и среднему бизнесу, которые особенно сильно страдают от этого коронавируса.

Они также думают о том, как сделать так, чтобы люди работали дистанционно и как это оплачивается. Более того, они строят планы по поводу того, как они будут управлять транспортной системой, если вот это количество больных будет все увеличиваться и увеличиваться. Они считают, что планирование должно быть упрощено. Как? Не спрашивайте меня, это они не разъясняют. Они понимают, что в принципе, если вот эта эпидемия развивается, расширяется, то встает вопрос, что делать с детьми? Надо же школы надо будет закрывать, чтобы они не заражались. Если закрывают школы, значит, они остаются дома, а немецкие граждане, в принципе, ходят на работу, там не так много людей, которые сидят дома. То есть, как присматривать за детьми встает вопрос и как их дальше обучать? И здесь получается, что немцы вдруг обнаружили, что у них не во всех в школах есть подключение к Интернету, у них не разработана система дистанционного управления. Я думаю, что вот это вирус имеет несколько последствий: с одной стороны, им нужно четко сейчас быстро спасать экономику, в частности, сегодняшний понедельник он считается "черным" понедельником, потому что опускался индекс акций, в том числе и немецких, это происходит очень редко в истории... То есть, с одной стороны, нужно спасать экономику, а, с другой стороны, они понимают свои концептуальные проблемы, в частности, что у них недостаточно развита дигитализация, которую они стремятся осуществлять. Это именно – Интернет, какие-то удаленные технологии. Но вы абсолютно правы: пока каждая страна за себя. Если в миграционном кризисе у них есть понимание, что нужно регулировать на европейском уровне, то про коронавирус они еще до этой идеи не дошли.

МИХЕЕВ: Вот как по мне, здесь западный мир, в том числе – Европа, она становится заложником той информационной кампании собственных посылов, грубо говоря.

ТИМОШЕНКОВА: Которую сами ведут...

МИХЕЕВ: Это же они ведь забросили значительный, преувеличенный скажем так, шум по поводу коронавируса. Я не буду говорить «Германия», но то, что, например, Штаты приняли в этом раздувании этой проблемы очень серьезное участие, это совершенно точно. Потому что они явно бьют по Китаю и так далее. Европейцы многие тоже к этому подключились. Мы буквально недавно здесь обсуждали статью в Figaro – одна из ведущих французских газет – по поводу того, как посмотрите, как демократия гораздо выгоднее выглядит по сравнению с китайской диктатурой и с иранской диктатурой... А тут время-то идет, часики тик-так, тик-так, и оказывается, что вовсе и не так все прекрасно. Вот это становится проблемой опять же, испытанием для европейской концепции.

ТИМОШЕНКОВА: Я думаю, что вот эту вирусность огромную придают вирусу как раз СМИ, вот эта пропаганда, которая его представляет именно таким ужасным, потому что за счет страха, который сейчас вселяется во всех граждан, их легче контролировать. Причем контролировать в прямом смысле слова: можно сделать так, что в определенной области остались дома. То есть если у тебя есть какие-то волнения, то люди не пойдут на баррикады, высказывать своё возмущение, если коронавирус и им предписано сидеть дома.

* * *

ТИМОШЕНКОВА: Многие немецкие политики называют Эрдогана шантажистом.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Железная логика. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация