Картинка

Лейтмотив «Систему поддержки бизнеса нужно создавать заново»

27 марта 2020, 14:06

Персоны

Коронавирус убивает не только людей, но и бизнес. С завтрашнего дня в Москве закрываются кафе, магазины одежды и салоны красоты. Пока только до 5-го апреля. Но очевидно, что всё будет зависеть от эпидситуации, а сейчас предсказать ее не может никто. Малые и средние предприятия уже несут колоссальные потери, некоторые уже закрылись, иные еще барахтаются, надеясь то на чудо, то на помощь государства. В общем, надеясь на чудо. Правительство уже объявило о мерах поддержки, и наверняка объявит еще, но спасти всех, разумеется, невозможно. Кто переживет эпоху коронавируса и что будет после? Как изменится наша жизнь, если привычные нам кафешки, фитнес-клубы, магазинчики у дома перестанут существовать? Ответы на эти вопросы ведущий «Вестей ФМ» Руслан Быстров пытается найти в разговоре с экспертами.

На связи со студией: основательница семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова, первый вице-президент объединения предпринимателей «Опора России» Владислав Корочкин, эксперт моды, стилист, владелец сети салонов красоты Влад Лисовец, доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом Финансового университета при правительстве РФ, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

БЫСТРОВ: Анастасия Анатольевна, расскажите, как изменилась ситуация в вашем кафе после того, как в Россию пришел коронавирус?

ТАТУЛОВА: Завтра мы закрываем все кафе полностью, потому что есть указ мэра, и я так понимаю, что есть указ и по стране тоже закрываются все кафе. Мы потеряли выручки на сегодняшний день 90%. Уже 2 недели назад мы потихонечку закрывали кафе там, где выручки совершенно не было. Ну, в общем, просто компания из средней стала очень маленькой.

БЫСТРОВ: То есть причина даже не в том, что объявили выходную неделю и обязали кафе закрыться, а в том, что люди просто перестали ходить, опасаясь заражения?

ТАТУЛОВА: Конечно. И это – нормальная ситуация, потому что у нас, вы знаете, у нас же аудитория, на которую мы работаем, это в основном мамы с детьми. И надо пониматься, что, что общий уровень тревожности того, что происходит, он начал чувствоваться еще в конце февраля. И ситуация постепенно ухудшалась, ухудшалась и она ухудшилась, совсем плохо. 10 марта стало очень плохо. И это нормально, правда, то есть ни правительство, президент, ни кого-то еще, это самый настоящий форс-мажор...

***

БЫСТРОВ: Какой бизнес пострадает больше всего от всей этой ситуации?

КОРОЧКИН: Пострадает, во-первых, весь малый бизнес без исключения, это уже можно говорить совершенно четко. И первыми, конечно, пострадали те сферы деятельности, которые перечислены в Указе президента, и которые уже оформлены в виде конкретного списка, их там порядка сейчас под 20 всего лишь, что явно совершенно недостаточно, потому что по цепочке, по сути, закрывать будут закрываться практически все.

БЫСТРОВ: Что делать в такой ситуации государству, помогать, спасать всех или все-таки бизнес должен каким-то образом самостоятельно тоже выкарабкиваться?

КОРОЧКИН: Ну как можно самостоятельно выкарабкиваться, если тебе запрещают работать?

БЫСТРОВ: Я могу предложить варианты, например, есть онлайн доставка, скажем, магазины сейчас пошли в рост наоборот.

КОРОЧКИН: Ну, да, это та сфера деятельности, которая связана с онлайном, она действительно, наверное, сейчас будет развиваться...

БЫСТРОВ: Есть способы оптимизации – пересмотр бизнес стратегии, ну вот какие-то такие моменты...

КОРОЧКИН: Ну как вы пересмотрите бизнес стратегию закрытого магазина, парикмахерской, я не знаю, стоматологического кабинета и дальше по списку? Денег нет, нулевой приход просто, их просто нет. Люди, которые занимаются розницей и всем остальным, в основном запасов у них на 1-2 недели максимум...

***

ЛИСОВЕЦ: Мы с завтрашнего дня не работаем, то есть не будем предоставлять никаких услуг, даже выезды домой, которые, в общем, поначалу рассматривали, но потом поняли, что, наверное не стоит подвергать сотрудников и клиентов риску. Наверное, нужно переждать. Будем через свой Инстаграм как-то подбадривать людей, придумывать какие-то прически. Ну, в общем, так же, как и многие, будем вести такую онлайн жизнь, но ни в коем случае не работать до того момента, пока, скажем так, не разрешат.

БЫСТРОВ: Но ведь онлайн жизнь не принесет таких доходов, как офлайн?

ЛИСОВЕЦ: Вы знаете, мне кажется, сейчас самое время понять, что жизнь не только в зарабатывании денег, то, к чему превратилась в последнее время жизнь наша столичная, вообще в мире: люди думают только про деньги, мы забыли, что можно общаться, что можно звонить друг другу, мы разучились делать многие вещи. Мне кажется, я как-то позитивно смотрю на эту ситуацию, что коронавирус и данная ситуация научит людей немножко пересмотреть... Во-первых, мне кажется, даже сам бизнес можно пересмотреть за это время по поведению людей, по тому, кто будет требовать с тебя зарплату как с работодателя, кто войдет в твое положение... В общем, сейчас очень многое станет таким прозрачным и очень понятным.

Лейтмотив. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Лейтмотив

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация