Авторские материалы Деньги туристам вернут. Но нескоро и не всем

2 апреля 2020, 16:34

Персоны

Туристы смогут вернуть деньги за путёвки во все страны, которые закрыты на карантин. Сегодня официально опасными признаны только Италия, Иран, Китай и Южная Корея. Туры в другие страны пока считаются «замороженными», и турфирмы вправе вернуть лишь часть суммы. Похожая ситуация – с авиабилетами: рейсы отменены, но авиакомпании не спешат отдавать деньги и предлагают замену. Как вернуть свои средства, разбирался экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.

Туристический мир – на карантине. Путёвки не продают. Курортные страны закрылись от туристов. Турция заявила, что пустит отдыхающих не раньше июня. Россияне задумались, что делать с путёвками, которые уже «сгорели» или могут «сгореть». По действующим правилам все деньги вернут только за отменённые туры в Италию, Иран, Китай и Южную Корею. Эти 4 страны официально признаны опасными для посещения. По остальным курортам Роспотребнадзор не давал такой рекомендации. Получается, деньги за майскую неделю в турецком отеле вернут, но за вычетом трат туроператора. А это – большая часть путёвки: оплаченные билеты, номер в гостинице, трансфер до отеля. Многие компании аннулируют такие туры без потерь, почти со стопроцентным возвратом. Но проблема в том, что быстро вернуть деньги за путёвки не получится, говорит гендиректор туроператора "Дельфин" Сергей Ромашкин.

РОМАШКИН: Туроператоры приняли деньги от туристов, они перевели их авиакомпаниям, отелям, и, подобно банкам, которые не могут расплатиться со всеми вкладчиками в один день, туроператоры не могут расплатиться по всем предъявленным на аннуляцию турам. Они предлагают перенос даты тура, депонирование так называемое, гарантийные письма – что эти деньги не потеряны, мы их обязательно вернём. По моим оценкам, это может занять до полугода.

В конце марта законодатели разрешили взять часть денег на выплаты из фонда «Турпомощи». Это своего рода кубышка на случай форс-мажора, куда делают взносы все туроператоры. Теперь, по идее, должны вернуть все деньги за путёвки в страны, которые ограничили въезд туристов. Но на всех не хватит: туров аннулировано на несколько миллиардов рублей. Турфирмы советуют своим клиентам не отменять отдых, а перенести его на более поздний срок, когда распространение коронавируса остановится. Если турист всё же хочет разорвать договор с туроператором, ему нужно письменно потребовать вернуть уплаченные деньги.

Такая же ситуация – с авиабилетами. Если рейс отменён (а таких большинство), компания обязана вернуть оплату за вычетом небольшого сервисного сбора. Крупные перевозчики на первой волне отмены заграничных рейсов оповестили клиентов о том, куда нужно обратиться и на что рассчитывать. Многие без проблем возвращали деньги, независимо от тарифа – возвратного или невозвратного. Сейчас ситуация изменилась – путешественникам вместо денег предлагают ваучеры. По сути, это билеты с открытой датой на ту же стоимость, рассказывает Сергей Ромашкин.

РОМАШКИН: Туроператоры отправляют в авиакомпании списки возвращённых билетов, в ответ: «ждите». Туристы пытаются самостоятельно вернуть деньги за билеты, ответ: «ждите». Многие компании официально говорят: «Если вы не согласны на перенос, то ждать надо будет полгода или до конца 2020 года». Причина понятна: самолёты сейчас не летают, денег на наличные выплаты туристам нет.

В любом случае решение остаётся за туристом. Туроператоры советуют «заморозить» оплаченную путёвку и воспользоваться ей, когда будет возможность выезжать за границу. Тем, кто решил вернуть деньги, надо быть внимательнее: появились мошенники, которые под видом сотрудников туристических фирм предлагают компенсацию и просят прислать данные банковской карты и паспорта. В итоге человек остаётся без денег и на будущую поездку.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация