Актуально Ситуация с распространением коронавируса в РФ стабилизировалась

18 мая 2020, 12:11

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Пора готовиться к снятию режима самоизоляции? Или радоваться пока рано?

Георгий Викулов: Можно радоваться, но только вот чему? Постепенная отмена мероприятий – это же не отмена всех мероприятий. Это раз. Во-вторых, надо не забывать опыт тех стран, где уже есть успешная локализация инфекции. В Сингапуре, в Китае, в Южной Корее и в Японии, как только происходило ослабление мер, сразу же начинался подъём заболеваемости. Поэтому никакие меры не должны быть поспешно ослаблены. Они должны быть точечными и, прежде всего, касаться тех предприятий и организаций, которые определяют развитие экономики страны и существенно могут повлиять на уровень жизни населения России. Это первое. Второе. Безусловно, мы должны сосредоточить внимание на группах риска, потому что они все равно остаются уязвимыми, потому как, несмотря на уменьшение числа инфицированных в России, пока речь идёт о тысячах людей. А мы можем говорить о полном ослаблении мер или почти полном, когда речь будет идти о том, что в стране не будет летальных случаев, а число вновь выявленных случаев будет измеряться не тысячами, а сотнями людей на всю страну. Опять же при соблюдении определённых мер в торговых центрах, аптеках, транспорте и т.д. Поэтому нужно дифференцированно подходить к этому вопросу.

В России фактически сейчас должны проявиться последствия праздников, связанных с Первомаем. Вроде бы как получается, что жители страны соблюдали всё-таки правила самоизоляции, потому что количество выявленных инфицированных за сутки стабильно уменьшается. Через неделю должны проявиться последствия отдыха россиян на другие майские праздники. И то, что при расширении охвата населения тестированием количество выявляемых инфицированных становится меньше, это связано с тем, что действительно население правильно себя ведёт? Или всё-таки вирус начинает уходить? Или с вирусом COVID-19 не произойдёт того чуда, что произошло с вирусом атипичной пневмонии?

Георгий Викулов: Это не совсем так. Во-первых, сейчас пандемия. Когда была SARS-инфекция, это была эпидемия в масштабах только нескольких стран, было всего 8,5 тысяч заболевших. А сейчас в мире заболевших коронавирусом около 4 млн. Совершенно несравнимые цифры. И уже порядка 300 тысяч погибло людей. Во-вторых, вирус не устаёт, как бы мы того ни хотели. У вируса просто нет таких устройств, чтобы он уставал. Пандемия прёт, как говорится, танком. Важно отметить, что тут множество факторов сыграли свою роль в увеличении случаев заболевания и продолжении распространения инфекции. Это не только майские праздники и нарушение самоизоляции. У нас, к сожалению, до сих есть люди, которые считают, что меры государства избыточны и что на самом деле государство манипулирует людьми. Они забывают от том, что даже появившийся малейший шанс на то, чтобы ситуация не пошла по испано-итальянскому или американскому сценарию, на тысячу процентов оправдывает все те меры, которые у нас были введены.

Другой важный момент – должно продолжаться корректное информирование населения о том, что происходит, на доступном языке. Потому что порой люди не понимают всей опасности вируса. Пока сами они с ним не сталкиваются, многие не верят. Есть такие категории людей. Неверие в коронавирус – это, прежде всего, безответственное отношение. Если у человека такая позиция, это не значит, что такая позиция должна быть у всех, и что мы можем допускать такие действия.

Учёные из США заявили о том, что они нашли абсолютное лекарство от коронавируса. То есть, они нашли антитело, которое за четыре дня выводит вирус из организма. Поэтому всё, ребята, лечим, можно никаких мер предосторожности не соблюдать. Сейчас мы настрогаем эти антитела и, даже если вы заболеете, мы вас быстро вылечим. Что вы про это знаете?

Георгий Викулов: Первое. Абсолютного лекарства пока ещё нет. Второе. Исследования пока что проведены на животных. Соответственно, это не данные по людям. Третье. Существующий антительный механизм блокировки, в том числе с помощью вирусонейтрализующих антител, мы хорошо знаем, не хуже американцев. Четвертое. Моноклональные антитела, которые используются, уже используются и в России. Но они используются только при тяжёлых формах заболеваний, и говорить о том, что появились какие-то суперантитела, которые за четыре дня решат все проблемы, поэтому можно отменять все карантинные мероприятия, конечно, это миф. Это в большей степени разогнанная новость. Пока не проведены соответствующие исследования в полном объёме, мы не можем говорить, что это готовый препарат с абсолютной эффективностью. В настоящее время около 100 препаратов проходят различные клинические исследования. Из них порядка 10-12 будут более-менее успешными. Есть уже и американские, и японские сообщения об эффективности испытываемых там препаратов с сильным противовирусным действием. Параллельно разрабатываются вакцины. Это отдельное направление.

Эти антитела ищут у людей, которые переболели коронавирусом? Или их в принципе ищут где-то в природе? Или может их возможно синтезировать? О чём идёт речь?

Георгий Викулов: Источник таких антител – это, прежде всего, люди. Подобные антитела синтезируются некоторыми людьми. Сегодня уже известно, что не все люди, которые встречаются с новым коронавирусом, вызывающим COVID-19, синтезируют антитела. К сожалению, некоторые люди не синтезируют антител, то есть, ответа на инфекцию нет или почти нет. То есть, это естественный процесс. Естественный источник антител – сами люди. Отсюда и известный метод, который в некоторой степени тоже имеет право на существование. Применим он к плазме крови от доноров. Но есть, конечно, генноинженерные технологии для синтеза антител, но дело в том, что это дорогостоящий метод (технология), и опять же таких исследований на людях не проводилось. Поэтому говорить, что это сенсация уровня, что найдено абсолютное оружие против коронавируса, что это эффективный препарат, нельзя. Конечно, это не соответствует действительности. Потому что даже успешно проведённые клинические исследования в пробирке не означают, что они будут эффективны у человекообразных обезьян и у млекопитающих, а тем более у человека.

Существует последовательность научных исследований, которую нужно выполнить в полном объёме: на токсигенность, на мутагенность, на эмбриотоксичность, на выживаемость, на эффективность и безопасность. То есть, очень много нужно разных исследований провести и доказать, что это может быть применено на человеке. А потом несколько фаз клинических исследований на людях, и только тогда можно о чём-то ещё говорить, после публикации в соответствующем издании с высоким импакт-фактором.

­Ситуация с распространением коронавируса в РФ стабилизировалась

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация