Авторские материалы Пассажир, знай своё место!
Персоны
Кто указывает на место? Петербурженка отсудила компенсацию у авиакомпании, которая рассадила ее с детьми. Подобные ситуации регулярно описывают на родительских форумах, но до суда доходят далеко не все. По какому принципу распределяют пассажиров? Разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.
80 000 рублей за 3,5 часа полёта: компенсацию женщина получила спустя 2 года после злополучного рейса (хотя изначально просила в 9 раз больше). Петербурженка с двумя дочерьми – 5 и 7 лет – возвращалась с курорта в Черногории. По ошибке сотрудника стойки регистрации в самолете они оказались далеко друг от друга: дети – на третьем ряду, она – на девятом.
Помимо того, что вся семья перенесла стресс, младшая из девочек, как утверждает мать, после перелета получила аэроотит – из-за того, что женщина не могла о ней позаботиться на борту. Заболевание распространенное, бывает и у взрослых, поясняет врач-отоларинголог Владимир Зайцев. Но именно от родителей чаще всего требует особых действий.
ЗАЙЦЕВ: Чем хуже дышит нос, чем выше вероятность аденоидов, тем выше вероятность заболеть аэроотитом. Сосудосуживающие капли – в нос, обезболивающее – внутрь, противоотечную таблетку тоже родитель дает ребенку. И ставит в ухо обезболивающие капли. Во время полета не зря раздают леденцы. Также можно использовать жевательную резинку. И специальной спринцовкой делаем пневмомассаж барабанных перепонок. Конечно, правильно, когда пожилые люди сидят вместе со своими детьми, а маленькие дети – с родителями, тогда помощь будет оказана вовремя.
У бортпроводников во время полета и так много забот. Уделить кому-то особое внимание они зачастую не успевают. Поэтому по авиационным правилам дети до 12 лет должны лететь рядом хотя бы с одним из родителей. Однако разделения периодически происходят. Вот одна из историй на форумах.
"Однажды меня не хотели вместе с ребенком сажать. Я у стойки смотрю билеты, а у меня места через проход с сыном 7-летним, я говорю парню на регистрации: "Вы, молодой человек, что это такое сделали?". Он очень испугался, бедный! Сразу все исправил".
Ространснадзор однозначно трактует это как нарушение, как и случай с петербурженкой. Также нельзя рассаживать инвалидов с их сопровождающими.
У этих правил есть и обратная сторона. Некоторым категориям нельзя занимать определенные места. К примеру, кресла у аварийных выходов – многие их любят, так как там больше места для ног. Но в нагрузку к комфорту прилагаются обязанности, отмечает главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.
ГУСАРОВ: Там всегда стараются посадить людей помоложе и покрепче. Потому что они в случае необходимости экстренной эвакуации должны открыть аварийную дверь и дать возможность остальным пассажирам вслед за ними эвакуироваться. Всегда подходит бортпроводник к такому пассажиру и говорит: "Ознакомьтесь, пожалуйста, с инструкцией – как открывается дверь". Поэтому пожилых там чаще всего не сажают. А детей и инвалидов – вообще запрещено.
Также на этих местах запрещено сидеть пассажирам с животными. Некоторые авиакомпании к этому списку добавляют свои пункты: не размещают у выходов беременных, людей с избыточным весом, тех, кто не говорит на английском или языке экипажа и так далее. Плюс там действуют определенные ограничения – нельзя разуваться и класть сумки на пол. Так что даже если вы заплатили за это кресло, бортпроводники могут вас пересадить.
Практику платного бронирования начали бюджетные авиакомпании. Стоит услуга до 1500 рублей. Причем, как отмечают на форумах, иногда при отказе от нее система нарочно рассаживает пассажиров подальше друг от друга.
Последние годы на такую схему стали переходить и "классические" перевозчики: за деньги можно выбрать место заранее, бесплатно – только после начала регистрации. Несмотря на негодование по этому поводу на туристических форумах, эксперты в этом не видят ничего плохого. Ведь договор заключается на перевозку, а брать на борт никто не отказывается. За дополнительные удобства логично "просить сверху", добавляет авиаэксперт Роман Гусаров.
ГУСАРОВ: Они просто сами смотрят, какие места люди чаще всего выбирают. Наиболее популярные места стараются придержать и предлагать на платной основе. Здесь нет никакой дискриминации, на мой взгляд, и нарушения законодательства. Ведь вы покупаете право на перевозку, авиакомпания обязуется вас перевезти. А вот где, в каком ряду, в конкретном месте – здесь она может дать вам право выбора, а может сама вас распределить. А если вы хотите другое, предлагает заменить за плату.
Пока же многие недовольные решают проблему с помощью бортпроводников или других пассажиров – довольно часто удаётся договориться и пересесть. Но в некоторых компаниях, особенно лоукостерах, это запрещено – объясняют тем, что услуга – платная. И что в случае катастрофы затруднится опознание. Перечить требованиям экипажа не стоит. За это можно получить штраф или и вовсе остаться на земле. В 2016 году скандал разгорелся на рейсе Милан – Москва: пару с трехмесячным ребенком, которая самовольно пересела на свободные места, в итоге по прилете увела разбираться полиция.