Авторские материалы Смертельный риск: река и горы
Персоны
Группа туристов из Екатеринбурга едва не погибла, отправившись на сплав по реке на Урале. Поток воды разбил деревянный плот на части. В экстремальный сплав люди отправились без инструктора и спасательных жилетов. Опытные туристы говорят: такое на речных маршрутах – привычное дело. Кто-то покупает тур, а кто-то ищет приключений в воде самостоятельно. Встречаются и те, кто не умеет даже плавать. Почему на реках то и дело гибнут туристы, разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Мария Скородилко.
Рюкзаки, палатки, лодки, снаряжение – и в путь, навстречу адреналину. По всей стране турфирмы предлагают сплавиться по горным и очень бурным рекам. Активно отдохнуть может каждый. Только деньги плати. В результате коммерческие группы, часто неподготовленные, наводняют опасные реки Урала, Башкирии и Сибири.
Очередной трагедией чуть не закончился сплав туристов из Екатеринбурга. Шумная компания отправилась по реке с причала местной турбазы. Проплыв час, плот зацепился за упавшее в реку дерево. Вырулить не получилось. Быстрое течение буквально размыло плавучую конструкцию. Туристы получили травмы, но спаслись. Об этом на адреналине они рассказывают в соцсетях.
ТУРИСТ: Мы в мгновение ока оказываемся в воде. Падают ящики, ограждения из арматуры, людей накрывает этим плотом, кто-то ныряет, кого-то достают. Меня затягивает течением под этот плот. В итоге все целы, часть людей бросилась вниз по течению ловить сумки, их прибило метрах в 300-400. Две девочки в шоке, у одной разрезана нога, у второй – повреждение руки.
В опасный сплав на 2-этажном «корыте» люди уплыли без всего. Ни жилетов, ни инструктора.
ТУРИСТ: Мы потом приехали на базу. Нам сказали, что мы не первые, здесь у многих переворачиваются плоты, рассыпаются. Конструкция самого плота была крайне ненадежная – он просто переломился пополам, рассыпался на глазах. И ладно мы, взрослые люди, выбрались из этой ситуации, а если бы были женщины и дети?
Ну, а теперь – суд. Хозяин турбазы требует денег за разрушенный плот. Туристы жалуются: утонули телефоны и документы. На суше вспомнили и про жилеты. Говорят, на всех их не хватило бы. Кроме того, они платные. За каждый спасительный – своя цена. Около 100 рублей за каждый. Все потому что плот формально – не маломерное судно, а плавучий объект. А значит, жилеты на нем не нужны. И это при том, что скорость течения реки в некоторых местах может достигать 18 километров в час. Вода может быть мутной и ледяной.
Пробелы в характеристиках судов – типичная лазейка для тех, кто на этом делает бизнес. Звоним и пробуем купить подобный тур. Любителей острых ощущений – много. До августа – уже не пробиться.
АДМИНИСТРАТОР: 29 тысяч на двое суток.
КОРР.: Сколько человек – не важно?
АДМИНИСТРАТОР: До 15 человек.
КОРР.: Спасжилеты нужны будут или нет?
АДМИНИСТРАТОР: Аренда спасжилета – 100 рублей. Мы сдаем оборудование в аренду, вы его комплектуете сами, определяя, что вам нужно будет. Инструкция будет. Там всё прописано. Каждый участник сплава должен ознакомиться с ней.
КОРР.: Ну, это посмотреть, расписаться, понятно. Просто у нас есть такие, кто плавать не умеет. Вот что с ними? А может с нами инструктор поехать?
АДМИНИСТРАТОР: Инструктора у нас нет. Не может.
В мае этого года бурная река в Пермском крае унесла жизни как минимум 2 человек. Группа туристов отправилась в сплав на катамаране. Лодка перевернулась в один момент, ударившись о стойку моста.
ОЧЕВИДЕЦ: Ловите их! Ловите! Ловите! Ловите! Перевернулась тут еще! Все! Ловите!
Позже на этом же сплаве по Вижаю погибли еще 7 человек. Плыли и с тренером, и в спасжилетах; опасная вода унесла всех. В тот же день в Прикамье также пострадали люди. Их занесло. Опасны деревья, низко свисающие над водой. Попав под такие, катамаран разлетелся прямо под людьми. В большинстве случаев тургруппы даже не регистрируются в МЧС. А без этого в случае чего спасатели просто не смогут быстро отыскать туристов. Не плохо было бы заранее изучить опасные точки на реке. И держать связь с МЧС на всем пути. Без средств связи и сигнализации в воду – ни ногой.
Одной проблемой больше – активный отдых на реке. «Спасибо» алкоголю. Некоторые вообще не разделяют спорт и отдых. Так, расслабляясь на сплаве под Архангельском, утонули двое. Позже спасатели найдут и плот, и мужчину в одних мокасинах. И если раньше некоторые участки опасных маршрутов «брали» лишь опытные сплавщики, теперь в воду лезут все кому ни лень. Надувают «каты» и уходят в сплав с одного места. Группы перемешиваются. Быстрое течение легко сталкивает лодки. Результат – экипажи в воде, говорит эксперт Федерации альпинизма России Алексей Шибаев.
ШИБАЕВ: Просто группа людей поняла, что на этих путешествиях можно хорошо зарабатывать. Это модная тендендия, она не прекратит существовать. Там вам не дают никакой бумажки, ничего не оформляют. Просто платите деньги, куда-то приезжаете. И там уже вас сажают на байдарку, плоты, рафты, ведут в горы и т.д.
На воде – совершенно разные группы: профессионалы и любители. Конфликты одних с другими не редкость. Сотни комментариев в соцсетях.
ТУРИСТ: Да там уже светофорами движение организовывать пора! Движение тургрупп хаотично, не согласовано, постоянно напрягаешься, если догоняешь какую-нибудь группу сплавщиков. Боишься, что неопытные коммерческие группы выкинут какой-нибудь финт.
Решаясь на сплав, нужно знать: это не прогулка с ветерком, это экстрим. Малейшая оплошность, и река затягивает даже тех, кто в этом спорте давно. Новичкам без инструктора нельзя. Лучше, если его проведет человек с опытом соревнований на большой воде. Проверить нужно сам плот и катамаран. Для прохождения бурных рек они должны быть спортивными. Каска убережет голову при ударе о камни, а жилет поможет какое-то время продержаться в ледяной воде. Это не кофточка. Закреплять его должен инструктор. Больше шансов на выживание даст и гидрокостюм.
Хит экстремального сезона – опасные трассы на джипах. В погоне за клиентурой владельцы внедорожников забывают о состоянии авто и правилах перевозки людей. Чтобы запихнуть в один внедорожник побольше туристов, умельцы буквально переделывают автомобиль, нарушая заводскую сборку. Разгоняясь, подобные маршрутки прямо на виражах в горной местности могут разлететься на куски или просто свалиться в пропасть. Эстрим не из дешевых. В спецподготовке водителей есть сомнения. Больше – гиды, не спасатели.
АДМИНИСТРАТОР: По стоимости получается 13 тысяч.
КОРР.: Смотрите, а по водителям? Они как, вообще – знают эти горы? Местные или как?
АДМИНИСТРАТОР: У нас очень хорошие гиды именно. Знают много историй, много информации.
КОРР.: Если что-то случится вдруг – мы же из Москвы, местности не знаем. Знаем, есть горы, ущелья. Спасти они смогут?
АДМИНИСТРАТОР: Ну, я думаю, что взрослые не будут лезть туда, куда не надо. Благоразумие должно быть.
С начала недели сотрудники дорожной полиции Краснодарского края лишили регистрации как минимум 10 переделанных без разрешения автомобилей. Все они сдавались в аренду туристам.