Авторские материалы За «умный» счётчик платят дважды
Персоны
Наживаются на новых счётчиках: по всей России активизировались мошенники, которые предлагают заменить старые аппараты на «умные», которые сами передают показания. За это просят от 5 000 до нескольких десятков тысяч рублей. Повсеместный переход на автоматическую технику действительно предусмотрен законодательством. Но это не нужно делать срочно, объясняют специалисты. Что делать, если в дверь звонят псевдомастера? Разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.
Нашествие ЖКХ-аферистов началось 1 июля. С этой даты официально стартовал перевод многоквартирных и частных домов на новые электросчетчики. Заменить все приборы на «умные» снабжающие организации обязаны с 1 января 2022 года. Пока же идет переходный период – автоматические аппараты ставят в новостройках. Или взамен сломанных и тех, у которых прошел срок поверки. Мошенники в такие детали не вдаются. Запугивают штрафами. Для убедительности иногда не только надевают форму, но и предварительно раскладывают по почтовым ящикам уведомления со ссылками на закон, официальными логотипами и даже телефоном якобы горячей линии. Беседы с сотрудниками таких компаний регулярно появляются на видеохостингах. Вот, к примеру, звонок из Перми.
ЖИТЕЛЬ: Второй раз приходит вот такая бумажка к нам в почтовый ящик.
ОПЕРАТОР: Здравствуйте, единая информационная служба ЖКХ, оператор Александра!
ЖИТЕЛЬ: Здравствуйте! Мне тут пришла квитанция, в которой написано, что срок поверки прошел.
ОПЕРАТОР: Смотрите, если срок прошел, то лучший вариант – замена счётчиков. Нового образца стоит 9600, на 12 лет.
Сумма зависит от жадности мошенников – с одних просят 4 000, с других – 30 000. Пойдя у них на поводу, можно заплатить дважды: сперва – за ненужные работы, потом – за незаконную установку счетчика. За это полагается штраф от 10 000 до 15 000.
То есть потребители могут по своей инициативе заменить приборы на новые – всё-таки удобно, когда показатели передаются сами. Но нужно убедиться, что у фирмы есть лицензия и документы на счетчик, а у сотрудника – наряд на работы и соответствующая квалификация, говорит адвокат Всеволод Свобода.
СВОБОДА: После того как вы получили разрешение от энергосбытовой компании на замену прибора, вы приобретаете сертифицированный прибор, устанавливаете его. Причем надо понимать, что в соответствии с нашими нормативами электрик должен быть не ниже 3 категории. То есть человек должен обладать определенным уровнем знаний. Если вы наймете человека, который не обладает этими данными, вы можете быть привлечены к ответственности за поражение его электротоком, если это произойдет. Если вы установили, все прошло успешно, вам все равно нужно вызвать сотрудника энергосбытовой компании для опломбирования приборов.
Проблема подобного мошенничества особенно актуальна сейчас в крупных городах; много жалоб на форумах из Челябинска. О поквартирных обходах лжемастеров пишут и жители Петербурга. Местная сбытовая компания была вынуждена подготовить специальный ролик с инструкцией для потребителей на такой случай:
«Спросите номер счетчика, не открывая дверь. У контролера есть все данные о вашем счетчике. Номер можно посмотреть на лицевой стороне корпуса. Если контролер отказался назвать номер счетчика – не открывайте. Это опасно. Звоните в полицию».
Не нужно искать специальные номера, пускать предполагаемых мошенников в квартиру или разрешать им ставить счётчик, чтобы сам факт правонарушения был неоспорим, поясняет экс-начальник криминальной милиции, адвокат Евгений Харламов.
ХАРЛАМОВ: Вызывают полицию не только когда совершается что-то, но и профилактики ради. Предполагаемые слесари в любом случае должны иметь документацию при себе, обосновывающую их действия – что они в рамках закона работают: лицензия на право проведения работ, документ, подтверждающий квалификацию. Полиция приезжает, проверяет документы. Нужно бороться с предполагаемыми мошенниками всеми законными методами. Полиция приезжает в течение 10 – 15 минут. И в первый раз это их отпугнет, и во второй раз. А в третий они уже задумаются, стоит ли в это ввязываться.
Интернет-пользователи делятся своими лайфхаками: советуют писать в прокуратуру. А если в почтовых ящиках регулярно появляются листовки, которые маскируются под официальные уведомления, – жаловаться в антимонопольную службу на незаконную рекламу.
Кстати, москвичам повезло: с июля им не нужно самим покупать счетчики, платить за поверку или замену – всё это легло на электросетевые компании. Но жильцы обязаны беречь устройства. И при необходимости пускать к ним специалистов – конечно, по предварительной договоренности. Если откажут дважды, платить придется по нормативам с повышающим коэффициентом. А вот если обязательства по обслуживанию устройства нарушит поставщик энергии, счета за свет для потребителя уменьшат.