Авторские материалы Охотники за катализаторами: о бизнесе на ценном вторсырье
Персоны
Столичная полиция задержала двух воров – они снимали с автомобилей каршеринга катализаторы. Сервис оценил свой ущерб в 8 миллионов рублей. Чем дороже утиль – тем более далеким от закона часто становится его добыча. В Москве катализаторы принимают по цене от 5 000 до 60 000 рублей за килограмм. Значит, находятся и те, кто вырывает их из чужих автомобилей. О бизнесе на ценном вторсырье – обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.
Сборщики металлолома всю свою жизнь внимательно смотрят под ноги в надежде подобрать что-то стоящее. Но по-настоящему дорогостоящее на дороге не валяется; оно может быть, например, приделано снизу к автомобилю. Катализатор, он же – нейтрализатор. Устройство, которое делает выхлоп менее грязным для окружающей среды. При работе двигателя в нем происходят сложные высокотемпературные химические реакции. Для простоты – внутри есть платина, палладий и родий. Оттого и цена их на пунктах приема – не чета каким-нибудь ржавым рессорам: от 5 000 до 60 000 рублей за килограмм в Москве.
На такой спрос находится и предложение. Так, двое задержанных полицией воришек вообще вознамерились превратиться в оптовых поставщиков. Они брали в аренду машины каршеринга, заезжали в арендованный на одной из парковок бокс, вырезали там катализатор и сдавали в пункт приема. Сдать успели 40 штук. Ущерб – 8 миллионов рублей. Налицо – кража. Групповая, до 6 лет тюрьмы, говорит управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин.
РЕДИН: Хочу особо подчеркнуть, что любой бизнес, особенно каршеринг, защищает свои инвестиции, поэтому на всех автомобилях устанавливают специальные устройства, которые позволяют четко отслеживать геопозиционирование автомобиля и анализировать, сколько он находился в том или ином месте, где он находился, заехал ли куда-то в автосервис или в гаражи.
Конечно, воровать что-то из машин каршеринга, заранее оставив все свои данные оператору, – особое проявление слабоумия и отваги. Но в описанном случае, как прокомментировал нам автоэксперт Антон Чуйкин, если система не отследила заезд машин в бокс, то следующий пользователь арендного автомобиля вряд ли мог бы догадаться, что из нее вынут катализатор.
ЧУЙКИН: Если при этом что-то делают с компьютером, который управляет двигателем, то, возможно, и не удастся понять никогда. Правда, другое дело, что и хозяева машины – в данном случае каршеринговая компания – тоже, наверное, ничего не заподозрят, пока не пройдёт диагностика. Но вряд ли это уже настолько просто делается. В принципе, насколько я понимаю, если машина лишается нейтрализатора, это в первую очередь будет видно по лампочке check engine оранжевого цвета – «проверь двигатель!». Или по символике, она иногда бывает в виде такого осциллографа, которая загорается на панели приборов. Но беда в том, что мы с вами машины каршеринга осматриваем снаружи, до того как заводим, и там может быть не видно вообще ничего. Ну, если мы не говорим о совсем уже варварском методе действий, когда просто у автомобиля отрезают всю систему выпуска.
И такие преступления тоже не редкость, когда у машин, припаркованных в безлюдных местах, останавливается тренированная бригада. Выбранную автожертву поднимают домкратом и откручивают детали с платиновым содержимым.
Катализаторы делятся на металлические, устроенные, как фильтры из сплавов, и керамические – с ячейками, покрытыми платиной внутри. Последние – дороже в приемке. Это немногое, что обыватель может узнать из Интернета. Расчет реальной цены при сделке зависит от марки конкретной машины. Выбираем примерную модель – не новую, не старую, с относительно объемистым двигателем. Обращаемся по телефону одного из пунктов приема. Собеседник – Евгений.
КОРР.: У меня – автомобиль Volkswagen Passat 2006 года, В6.
ЕВГЕНИЙ: В6 даже лучше, чем В7, но все равно они не очень дорогие, от 4 000 до 12 000 стоит комплект. У вас бензин ведь?
КОРР.: Да, бензин.
ЕВГЕНИЙ: Да, столько примерно стоит. Дизель – чуть подороже, но все равно не очень дорогие.
КОРР.: А написано – до 60 000 может доходить, это у каких машин?
ЕВГЕНИЙ: Ну, пример – Toyota Prius, Nissan GTR, Infiniti G25 – хороший. BMW750 2012 – 2013 годов хорошие. Например, Infiniti G25 – хороший катализатор и дорогой, а Infiniti G35 – в 3 раза дешевле, то есть любой «японец», который сделан для Америки, – он вообще космос!
Скупщики катализаторов пишут в объявлениях, что готовы приехать по любому адресу и даже встретиться у метро, чтобы забрать лом и отдать деньги. Если так, то выручка продавца будет минимальной. По технологии – сначала катализатор разбирают, перерабатывают, затем проводят подсчет доли искомых металлов – и не на глаз с увеличительным стеклом, а через рентгенофлуоресцентный анализатор. И только после этого – выплата по формуле «масса металла, умноженная на текущие биржевые котировки».
Но на катализаторном рынке есть не только чистые приемщики – можно обнаружить и предложения франшизы. Судя по рекламе, бизнес этот – для завершенных лентяев: головная компания предоставит и деньги, на которые можно скупать лом катализаторов, и объявления разместит для желающих принести свой ценный утиль, и сама заберет собранное. Прибыль ежемесячно в 200 000 гарантируется. Нужно на старте внести только 300 000 рублей – и все завертится, как обещает фирма. И хорошо бы, конечно, следить, кто и с каких машин снимает катализаторы на продажу. Чтобы однажды после визита полиции не променять доходный бизнес на драгметаллах на скромную решетку из чугуна.