Авторские материалы Охотники за катализаторами: о бизнесе на ценном вторсырье

22 сентября 2020, 14:19

Персоны

Столичная полиция задержала двух воров – они снимали с автомобилей каршеринга катализаторы. Сервис оценил свой ущерб в 8 миллионов рублей. Чем дороже утиль – тем более далеким от закона часто становится его добыча. В Москве катализаторы принимают по цене от 5 000 до 60 000 рублей за килограмм. Значит, находятся и те, кто вырывает их из чужих автомобилей. О бизнесе на ценном вторсырье – обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.

Сборщики металлолома всю свою жизнь внимательно смотрят под ноги в надежде подобрать что-то стоящее. Но по-настоящему дорогостоящее на дороге не валяется; оно может быть, например, приделано снизу к автомобилю. Катализатор, он же – нейтрализатор. Устройство, которое делает выхлоп менее грязным для окружающей среды. При работе двигателя в нем происходят сложные высокотемпературные химические реакции. Для простоты – внутри есть платина, палладий и родий. Оттого и цена их на пунктах приема – не чета каким-нибудь ржавым рессорам: от 5 000 до 60 000 рублей за килограмм в Москве.

На такой спрос находится и предложение. Так, двое задержанных полицией воришек вообще вознамерились превратиться в оптовых поставщиков. Они брали в аренду машины каршеринга, заезжали в арендованный на одной из парковок бокс, вырезали там катализатор и сдавали в пункт приема. Сдать успели 40 штук. Ущерб – 8 миллионов рублей. Налицо – кража. Групповая, до 6 лет тюрьмы, говорит управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин.

РЕДИН: Хочу особо подчеркнуть, что любой бизнес, особенно каршеринг, защищает свои инвестиции, поэтому на всех автомобилях устанавливают специальные устройства, которые позволяют четко отслеживать геопозиционирование автомобиля и анализировать, сколько он находился в том или ином месте, где он находился, заехал ли куда-то в автосервис или в гаражи.

Конечно, воровать что-то из машин каршеринга, заранее оставив все свои данные оператору, – особое проявление слабоумия и отваги. Но в описанном случае, как прокомментировал нам автоэксперт Антон Чуйкин, если система не отследила заезд машин в бокс, то следующий пользователь арендного автомобиля вряд ли мог бы догадаться, что из нее вынут катализатор.

ЧУЙКИН: Если при этом что-то делают с компьютером, который управляет двигателем, то, возможно, и не удастся понять никогда. Правда, другое дело, что и хозяева машины – в данном случае каршеринговая компания – тоже, наверное, ничего не заподозрят, пока не пройдёт диагностика. Но вряд ли это уже настолько просто делается. В принципе, насколько я понимаю, если машина лишается нейтрализатора, это в первую очередь будет видно по лампочке check engine оранжевого цвета – «проверь двигатель!». Или по символике, она иногда бывает в виде такого осциллографа, которая загорается на панели приборов. Но беда в том, что мы с вами машины каршеринга осматриваем снаружи, до того как заводим, и там может быть не видно вообще ничего. Ну, если мы не говорим о совсем уже варварском методе действий, когда просто у автомобиля отрезают всю систему выпуска.

И такие преступления тоже не редкость, когда у машин, припаркованных в безлюдных местах, останавливается тренированная бригада. Выбранную автожертву поднимают домкратом и откручивают детали с платиновым содержимым.

Катализаторы делятся на металлические, устроенные, как фильтры из сплавов, и керамические – с ячейками, покрытыми платиной внутри. Последние – дороже в приемке. Это немногое, что обыватель может узнать из Интернета. Расчет реальной цены при сделке зависит от марки конкретной машины. Выбираем примерную модель – не новую, не старую, с относительно объемистым двигателем. Обращаемся по телефону одного из пунктов приема. Собеседник – Евгений.

КОРР.: У меня – автомобиль Volkswagen Passat 2006 года, В6.

ЕВГЕНИЙ: В6 даже лучше, чем В7, но все равно они не очень дорогие, от 4 000 до 12 000 стоит комплект. У вас бензин ведь?

КОРР.: Да, бензин.

ЕВГЕНИЙ: Да, столько примерно стоит. Дизель – чуть подороже, но все равно не очень дорогие.

КОРР.: А написано – до 60 000 может доходить, это у каких машин?

ЕВГЕНИЙ: Ну, пример – Toyota Prius, Nissan GTR, Infiniti G25 – хороший. BMW750 2012 – 2013 годов хорошие. Например, Infiniti G25 – хороший катализатор и дорогой, а Infiniti G35 – в 3 раза дешевле, то есть любой «японец», который сделан для Америки, – он вообще космос!

Скупщики катализаторов пишут в объявлениях, что готовы приехать по любому адресу и даже встретиться у метро, чтобы забрать лом и отдать деньги. Если так, то выручка продавца будет минимальной. По технологии – сначала катализатор разбирают, перерабатывают, затем проводят подсчет доли искомых металлов – и не на глаз с увеличительным стеклом, а через рентгенофлуоресцентный анализатор. И только после этого – выплата по формуле «масса металла, умноженная на текущие биржевые котировки».

Но на катализаторном рынке есть не только чистые приемщики – можно обнаружить и предложения франшизы. Судя по рекламе, бизнес этот – для завершенных лентяев: головная компания предоставит и деньги, на которые можно скупать лом катализаторов, и объявления разместит для желающих принести свой ценный утиль, и сама заберет собранное. Прибыль ежемесячно в 200 000 гарантируется. Нужно на старте внести только 300 000 рублей – и все завертится, как обещает фирма. И хорошо бы, конечно, следить, кто и с каких машин снимает катализаторы на продажу. Чтобы однажды после визита полиции не променять доходный бизнес на драгметаллах на скромную решетку из чугуна.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация