Авторские материалы В очередь на холодке или гонорар «помощникам»: зарегистрировать машину в период пандемии – не так-то просто
Персоны
Очереди на регистрацию. Поставить машину на учет в Москве в установленные законом 10 дней стало очень сложно. На портале госуслуг ближайшие свободные даты – после 4 ноября. А в живой очереди выдаются от силы полтора-два десятка талонов. Чтобы их получить, владельцы машин вынуждены ночевать под стенами отделений ГИБДД. Причин тому несколько – и сокращение сотрудников из-за коронавируса, и попытки сдержать распространение инфекции среди заявителей, и резкий рост продаж и новых, и подержанных машин. Обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов сегодня пытался ради эксперимента получить номера. И рассказывает, как это у него не получилось.
Из 15 отделений ГИБДД, в которых можно поставить в столице машину на учет, в 7 – то есть почти в половине – регистрации ближе, чем 2 ноября, нет. Это видно на едином портале госуслуг. Значит, те, кто уже купил машину или купит ее сегодня, с большой вероятностью могут опоздать получить номера. Кстати, отделения в Зеленограде и Троицке – тоже в «печальной семерке»: жителям этих районов придется выбираться в «старую Москву».
Еще одно добавление – на сегодня и завтра свободных мест нет нигде. В одном из отделений сотрудник вчера вечером, на мою просьбу записаться в живую очередь, едва не расхохотался. Но собрался и пояснил, что отделение открывается в 8 утра, а потому лучше приехать в 7:30, чтобы попытать счастья в живой очереди.
Получилось так, что и сотрудник слукавил, и я немного опоздал. Очередь еще до открытия была оживленной чересчур. Те, кто пришел за номером, сами вписывают собственные номера. Один из стоящих держит сложенный листок бумаги, куда вносит фамилии вновь подходящих. В 7:35 я записался 29-м. О старожилах ожидания среди тех, кто появился тут засветло, уже рождаются легенды.
ЖЕНЩИНА: Мужчина, который приехал сюда в час ночи – он был четвертым.
КОРР.: В час ночи – четвертым?
ЖЕНЩИНА: Да, они стояли перед воротами, потом ворота в 6 утра открыли, они заехали и спали уже там.
Реальные же истории не отстают по силе впечатления. С пачкой документов из здания отделения выходит мужчина, которому достался талон на без четверти час сегодня.
КОРР.: В 12:46?
МУЖЧИНА: Точно так.
КОРР.: Вы были седьмым, получается?
МУЖЧИНА: Угу.
КОРР.: И во сколько сюда приехали?
МУЖЧИНА: В полчетвертого утра.
КОРР.: И стояли на улице, что ли?
МУЖЧИНА: В машине спал.
Довольно скоро начинаешь понимать: стояние на прохладе ни к чему не приведет. Те, кто приходит в очередь не первый день, рассказывают, что талонов выдается от 10 до 15, максимум 20 ежедневно.
В ответ на чью-то реплику – дескать, есть же свободные места в нескольких отделениях на портале госуслуг, даже, например, завтра, – милая девушка, беззлобно, впрочем, заметила, что много тут таких умных стоит. И ее тут же поддержали.
ЖЕНЩИНА: Я зарегистрировалась, а он…
КОРР.: Вы выбрали время, получается?
ЖЕНЩИНА: Там портал глючил просто. Во-первых, там не работала загрузка времени. Открываешь – он висит, потом говорит: нельзя записаться. Перезагружаешь, бац! – выпадает список времени, в которое можно записаться.
КОРР.: И?
ЖЕНЩИНА: Я нажала. Завис. Провисел так 10 минут, потом мне прилетел отказ – отказ в результате ошибки обработки данных.
МУЖЧИНА: Мы берем машину сегодня. Я выбираю время, а он просто не пропускает заявление в ГАИ. Просто время не выдает. Вот вроде все-все, время даже выбрал, нажимаешь – все, ошибка там, сбои, то-сё.
Как это работает сейчас: человек, который записался на определенное время, приходит, сдает документы, выходит на улицу. Его затем опять вызывают внутрь – вручают документы на осмотр машины, после осмотра владелец вновь отдает документы в помещении и снова отправляется на улицу ждать. Внутри без необходимости людей быть не должно – санитарные нормы. В итоге процедура занимает несколько часов. Конечно, можно отсидеться в тепле в машине, но офицер у двери выкликает всех пофамильно. Звонить персонально в автомобиль никому не будут.
И люди смиренно стоят у дверей. Шансов заразиться коронавирусом на ветерке почти нет, а простыть – наверняка имеются. Из двух основных причин осенних столпотворений в регистрационных отделах первая, как заметил автомобильный обозреватель радиостанции «Вестей ФМ» Игорь Моржаретто, связана с резким ростом загрузки сотрудников работой.
МОРЖАРЕТТО: На рынке сейчас – ажиотаж, и продажи новых автомобилей выросли в сентябре чуть-чуть, и прогнозно еще чуть-чуть вырастут в октябре. И продажи подержанных машин растут еще более быстрыми темпами в сентябре и будут расти в октябре. В принципе, машин продается больше, чем раньше.
А вторая причина – как раз попытка задержать распространение инфекции, полагает Игорь Моржаретто.
МОРЖАРЕТТО: Сотрудники ГАИ каким-то искусственным образом чуть сдерживают поток желающих попасть в эти регистрационные отделы. Совершенно осознанно, чтобы не допустить скопления людей. Это касается и приема экзамена на права. Стараются делать, чтобы группы были поменьше, чтобы люди не толпились и общались как можно меньше. Это же касается и регистрационных действий. Но всегда есть какой-то выход, можно записаться в другом районе – в случае Москвы можно даже записаться через госуслуги где-то в Подмосковье.
Впрочем, очень далеко уезжать не стоит – можно напороться на встречный поток тех, кто едет в Москву за подобным интересом. Как парень из нашей общей очереди сегодня утром.
КОРР.: Из Тулы в Москву – регистрировать машину?
МУЖЧИНА: В Туле нет такой очереди. Там только «госуслуги». В любом отделении – только «госуслуги».
КОРР.: «Вживую» невозможно?
МУЖЧИНА: Да. А мне на «госуслугах» там – только ноябрь месяц.
Подмосковье же – вполне себе вариант. Там есть свободные места на портале госуслуг в ближайшие дни. Да и в «живой» очереди талонов выдается куда больше. Ну, а тем, кто еще располагает свободными средствами после покупки машины, адресовано множество сайтов в Интернете со словами «авто», «номера», «ГАИ», ГИБДД» прямо в названии. Там, как гласит реклама, очень быстро помогут повесить госномера. Стоящие рядом в очереди поясняют технологию несведущим.
МУЖЧИНА: Там несколько сайтов. Вот сегодня в Теплом Стане – до 21 часа, 8 тысяч, пожалуйста! Завтра – «Хорошевка», 10 тысяч.
ЖЕНЩИНА: А-а, они продают очередь?
МУЖЧИНА: Не очередь – уже готовые документы. Они ставят!
КОРР.: То есть гарантия – ты сегодня заплатил 8 тысяч и номера получишь тут же?
МУЖЧИНА: Да, и оплачиваешь после результата. А вообще – от 5 до 6. Просто в Интернете набиваешь – «регистрация за 1 день», 6 рублей тебе – оп!
КОРР.: 6 лучше, чем 8.
МУЖЧИНА: От 6 до 10. Да вообще – «пятерочка», вот у меня товарищ, 40 минут – и готово. У них на сайте – от 3,5, а предлагают уже за 8.
МУЖЧИНА 2: Не, 6!
Насчет того, сколько же стоит быстрая регистрация, даже спор возник. Настоящую же стоимость прояснил в телефонной беседе один из таких «помощников».
МЕНЕДЖЕР: А у вас автомобиль новый?
КОРР.: Да, новый, где-то через час мы его получим.
МЕНЕДЖЕР: Стоимость услуги по постановке сегодня – 9 тысяч рублей плюс госпошлина. Если вас этот момент устраивает, то сейчас уточню, где и в каком отделении.
КОРР.: А если завтра?
МЕНЕДЖЕР: Если завтра днем, то стоимость услуги такая же. Если у вас есть возможность подъехать утром к открытию отделения, то стоимость услуги – 5 тысяч рублей плюс госпошлина. Нужно подъехать к 7 утра.
Выбор есть – стоять в очереди или платить деньги тем, кто обещает помочь, если есть лишние деньги. Хорошего с точки зрения коррупционной составляющей тут нет ничего, но нет и обмана – деньги «помощники» берут только после того, как клиент получает номера. Либо добиваться понимания у сотрудников отделения, если удалось встать в очереди на «госуслугах» не в период 10 дней, а через 2 недели, например, то штрафа в 1500 рублей за это нарушение, быть может, удастся избежать. Впрочем, размер госпошлины даже со штрафом оказывается меньшим, чем гонорар, который придется выплатить «помощникам».