Картинка

Авторские материалы В очередь на холодке или гонорар «помощникам»: зарегистрировать машину в период пандемии – не так-то просто

22 октября 2020, 15:15

Персоны

Очереди на регистрацию. Поставить машину на учет в Москве в установленные законом 10 дней стало очень сложно. На портале госуслуг ближайшие свободные даты – после 4 ноября. А в живой очереди выдаются от силы полтора-два десятка талонов. Чтобы их получить, владельцы машин вынуждены ночевать под стенами отделений ГИБДД. Причин тому несколько – и сокращение сотрудников из-за коронавируса, и попытки сдержать распространение инфекции среди заявителей, и резкий рост продаж и новых, и подержанных машин. Обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов сегодня пытался ради эксперимента получить номера. И рассказывает, как это у него не получилось.

Из 15 отделений ГИБДД, в которых можно поставить в столице машину на учет, в 7 – то есть почти в половине – регистрации ближе, чем 2 ноября, нет. Это видно на едином портале госуслуг. Значит, те, кто уже купил машину или купит ее сегодня, с большой вероятностью могут опоздать получить номера. Кстати, отделения в Зеленограде и Троицке – тоже в «печальной семерке»: жителям этих районов придется выбираться в «старую Москву».

Еще одно добавление – на сегодня и завтра свободных мест нет нигде. В одном из отделений сотрудник вчера вечером, на мою просьбу записаться в живую очередь, едва не расхохотался. Но собрался и пояснил, что отделение открывается в 8 утра, а потому лучше приехать в 7:30, чтобы попытать счастья в живой очереди.

Получилось так, что и сотрудник слукавил, и я немного опоздал. Очередь еще до открытия была оживленной чересчур. Те, кто пришел за номером, сами вписывают собственные номера. Один из стоящих держит сложенный листок бумаги, куда вносит фамилии вновь подходящих. В 7:35 я записался 29-м. О старожилах ожидания среди тех, кто появился тут засветло, уже рождаются легенды.

ЖЕНЩИНА: Мужчина, который приехал сюда в час ночи – он был четвертым.
КОРР.: В час ночи – четвертым?
ЖЕНЩИНА: Да, они стояли перед воротами, потом ворота в 6 утра открыли, они заехали и спали уже там.

Реальные же истории не отстают по силе впечатления. С пачкой документов из здания отделения выходит мужчина, которому достался талон на без четверти час сегодня.

КОРР.: В 12:46?
МУЖЧИНА: Точно так.
КОРР.: Вы были седьмым, получается?
МУЖЧИНА: Угу.
КОРР.: И во сколько сюда приехали?
МУЖЧИНА: В полчетвертого утра.
КОРР.: И стояли на улице, что ли?
МУЖЧИНА: В машине спал.

Довольно скоро начинаешь понимать: стояние на прохладе ни к чему не приведет. Те, кто приходит в очередь не первый день, рассказывают, что талонов выдается от 10 до 15, максимум 20 ежедневно.

В ответ на чью-то реплику – дескать, есть же свободные места в нескольких отделениях на портале госуслуг, даже, например, завтра, – милая девушка, беззлобно, впрочем, заметила, что много тут таких умных стоит. И ее тут же поддержали.

ЖЕНЩИНА: Я зарегистрировалась, а он…
КОРР.: Вы выбрали время, получается?
ЖЕНЩИНА: Там портал глючил просто. Во-первых, там не работала загрузка времени. Открываешь – он висит, потом говорит: нельзя записаться. Перезагружаешь, бац! – выпадает список времени, в которое можно записаться.
КОРР.: И?
ЖЕНЩИНА: Я нажала. Завис. Провисел так 10 минут, потом мне прилетел отказ – отказ в результате ошибки обработки данных.
МУЖЧИНА: Мы берем машину сегодня. Я выбираю время, а он просто не пропускает заявление в ГАИ. Просто время не выдает. Вот вроде все-все, время даже выбрал, нажимаешь – все, ошибка там, сбои, то-сё.

Как это работает сейчас: человек, который записался на определенное время, приходит, сдает документы, выходит на улицу. Его затем опять вызывают внутрь – вручают документы на осмотр машины, после осмотра владелец вновь отдает документы в помещении и снова отправляется на улицу ждать. Внутри без необходимости людей быть не должно – санитарные нормы. В итоге процедура занимает несколько часов. Конечно, можно отсидеться в тепле в машине, но офицер у двери выкликает всех пофамильно. Звонить персонально в автомобиль никому не будут.

И люди смиренно стоят у дверей. Шансов заразиться коронавирусом на ветерке почти нет, а простыть – наверняка имеются. Из двух основных причин осенних столпотворений в регистрационных отделах первая, как заметил автомобильный обозреватель радиостанции «Вестей ФМ» Игорь Моржаретто, связана с резким ростом загрузки сотрудников работой.

МОРЖАРЕТТО: На рынке сейчас – ажиотаж, и продажи новых автомобилей выросли в сентябре чуть-чуть, и прогнозно еще чуть-чуть вырастут в октябре. И продажи подержанных машин растут еще более быстрыми темпами в сентябре и будут расти в октябре. В принципе, машин продается больше, чем раньше.

А вторая причина – как раз попытка задержать распространение инфекции, полагает Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: Сотрудники ГАИ каким-то искусственным образом чуть сдерживают поток желающих попасть в эти регистрационные отделы. Совершенно осознанно, чтобы не допустить скопления людей. Это касается и приема экзамена на права. Стараются делать, чтобы группы были поменьше, чтобы люди не толпились и общались как можно меньше. Это же касается и регистрационных действий. Но всегда есть какой-то выход, можно записаться в другом районе – в случае Москвы можно даже записаться через госуслуги где-то в Подмосковье.

Впрочем, очень далеко уезжать не стоит – можно напороться на встречный поток тех, кто едет в Москву за подобным интересом. Как парень из нашей общей очереди сегодня утром.

КОРР.: Из Тулы в Москву – регистрировать машину?
МУЖЧИНА: В Туле нет такой очереди. Там только «госуслуги». В любом отделении – только «госуслуги».
КОРР.: «Вживую» невозможно?
МУЖЧИНА: Да. А мне на «госуслугах» там – только ноябрь месяц.

Подмосковье же – вполне себе вариант. Там есть свободные места на портале госуслуг в ближайшие дни. Да и в «живой» очереди талонов выдается куда больше. Ну, а тем, кто еще располагает свободными средствами после покупки машины, адресовано множество сайтов в Интернете со словами «авто», «номера», «ГАИ», ГИБДД» прямо в названии. Там, как гласит реклама, очень быстро помогут повесить госномера. Стоящие рядом в очереди поясняют технологию несведущим.

МУЖЧИНА: Там несколько сайтов. Вот сегодня в Теплом Стане – до 21 часа, 8 тысяч, пожалуйста! Завтра – «Хорошевка», 10 тысяч.
ЖЕНЩИНА: А-а, они продают очередь?
МУЖЧИНА: Не очередь – уже готовые документы. Они ставят!
КОРР.: То есть гарантия – ты сегодня заплатил 8 тысяч и номера получишь тут же?
МУЖЧИНА: Да, и оплачиваешь после результата. А вообще – от 5 до 6. Просто в Интернете набиваешь – «регистрация за 1 день», 6 рублей тебе – оп!
КОРР.: 6 лучше, чем 8.
МУЖЧИНА: От 6 до 10. Да вообще – «пятерочка», вот у меня товарищ, 40 минут – и готово. У них на сайте – от 3,5, а предлагают уже за 8.
МУЖЧИНА 2: Не, 6!

Насчет того, сколько же стоит быстрая регистрация, даже спор возник. Настоящую же стоимость прояснил в телефонной беседе один из таких «помощников».

МЕНЕДЖЕР: А у вас автомобиль новый?
КОРР.: Да, новый, где-то через час мы его получим.
МЕНЕДЖЕР: Стоимость услуги по постановке сегодня – 9 тысяч рублей плюс госпошлина. Если вас этот момент устраивает, то сейчас уточню, где и в каком отделении.
КОРР.: А если завтра?
МЕНЕДЖЕР: Если завтра днем, то стоимость услуги такая же. Если у вас есть возможность подъехать утром к открытию отделения, то стоимость услуги – 5 тысяч рублей плюс госпошлина. Нужно подъехать к 7 утра.

Выбор есть – стоять в очереди или платить деньги тем, кто обещает помочь, если есть лишние деньги. Хорошего с точки зрения коррупционной составляющей тут нет ничего, но нет и обмана – деньги «помощники» берут только после того, как клиент получает номера. Либо добиваться понимания у сотрудников отделения, если удалось встать в очереди на «госуслугах» не в период 10 дней, а через 2 недели, например, то штрафа в 1500 рублей за это нарушение, быть может, удастся избежать. Впрочем, размер госпошлины даже со штрафом оказывается меньшим, чем гонорар, который придется выплатить «помощникам».

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация