Картинка

Авторские материалы Подальше от болот, чтобы не утонули: новые правила для пчелиных пасек вызвали у экспертов вопросы

7 декабря 2020, 14:10

Персоны

Минсельхоз предлагает ввести запреты на установку ульев вблизи соседских домов или животноводческих ферм. В ряде случаев пасеки будет необходимо удалить на несколько километров от деревень и поселков. Пчеловоды недовольны и говорят, что эти требования невыполнимы. Сейчас законопроект вынесли на общественное обсуждение. Его пункты изучал корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

По новым правилам нельзя будет устанавливать ульи на территории бывших и действующих мусорных свалок, вблизи аэродромов, военных объектов, а также скотомогильников, кладбищ, химических предприятий и автотрасс. Логику этих изменений понять можно. Но есть труднообъяснимые пункты. Например – «не ближе 3 километров от болот». Возможно, писавший инструкцию так заботился о самих насекомых, чтобы они не утонули, перелетая с кочки на кочку? Но пчела в неизвестность не полетит, констатирует главный редактор информационно-аналитического портала «Мир пчеловодства» Александр Пономарев.

ПОНОМАРЁВ: Пчела никогда не утонет. Она не дура. На болото умный человек ульи не потащит. Зачем пчел топить? Но там есть медоносы – растения, ягодники всякие.

Один из спорных пунктов – нельзя размещать пасеки ближе 3 километров друг от друга. Казалось бы, пчелам – больше простора для работы и меньше конкуренции с насекомыми из чужих ульев. "Но расстояние в 3 километра – это что, в деревне должен остаться один пчеловод?", – задается вопросом кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН Дмитрий Богуславский.

БОГУСЛАВСКИЙ: У нас же пчелы содержатся в основном в населенных пунктах. И почти в каждой деревне, особенно в Черноземье, есть пасеки. И кто будет выбирать, кому содержать пчел, а кому – нет? Допустим, в той же Рязанской области практически в каждом втором доме есть пасека. И что, вот будет какая-то комиссия – одним держать, другим нет?

Сельский бортнический бизнес, считают специалисты, может застопорить еще один пункт новых ветеринарных правил. Нельзя ставить пасеки ближе 300 метров от помещений, где содержатся соседские домашние животные. Да, бывает, что сильно пахнущих коров, коз и прочую дворовую живность пчелы жалят. Ибо считают, что они, а не люди, создают крылатым сборщикам мёда проблемы, отмечает Александр Пономарев.

ПОНОМАРЁВ: Да, скотину могут ужалить, когда пчеловод полуграмотный и начинает мёд отбирать раньше времени. Тут у пчел пробуждается такой инстинкт защиты справедливости: «Что ж такое? Мы работали, нам зиму жить, а у нас всё отбирают, давайте отомстим!». Да, есть у нас агрессивная среднерусская пчела так называемая. Вот с ней нужно аккуратно работать. Она труженица, она прекрасно зимует, в отличие от южных пчел. И масса всяких достоинств. Вот здесь нужна работа. Но это уже пчеловоды должны выполнить своё «домашнее задание».

Ну и, наконец, если сосед предъявит справку об аллергии на укусы пчел, то бортник должен перенести свои улья на 300 метров. Это требование специалисты также считают излишним. Достаточно ныне действующих правил, по которым забор должен быть не ниже 2 метров. И тогда пчелы не будут залетать на соседский участок, поднимаясь выше, говорит Александр Пономарев.

ПОНОМАРЁВ: Определенная высота заборов. Даже если сетка будет установлена, пчела не полетит через неё, она ее облетит. Забор нужен для того, чтобы она не залетала к соседям. То есть она будет пролетать, как самолет на аэродроме, на такой безопасной для нее высоте. Вот 2 метра – так принято во многих странах и у нас. Один мой знакомый держит в Москве пчел на 12 этаже. Ну и ничего, летают.

Конфликты у пчеловодов-любителей, судя по публикациям СМИ, чаще всего как раз бывают с соседями. Так, в июле в Архангельской области суд закрыл пасеку на одном из приусадебных участков. Соседка пожаловалась на агрессивную, как ей показалось, породу насекомых. К тому же у женщины была аллергическая реакция на пчелиные укусы, а экспертиза выявила многочисленные нарушения при организации пасеки. В том числе явное превышение нормативов по количеству ульев на участке: по санитарным нормам на такой площади их должно быть всего 13 – против 45 в реальности.

Соседские "пчелиные споры" иногда даже доходят и до Верховного суда. Так, летом прошлого года высшая судебная инстанция разбирала дело из Орловской области. Там санитарные нормы пчеловоды соблюдали, но их недовольная соседка представила медицинскую справку об аллергии на укусы пчел. Хотя и не доказала, что её действительно жалили. Тем не менее эта справка стала решающим аргументом для нижестоящих судов, которые поддержал и Верховный. Пасеку на приусадебном участке пришлось ликвидировать.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация