Авторские материалы Пандемия курьера кормит
Персоны
Противоэпидемические ограничения и режим самоизоляции сделали доставщиков товаров и продуктов одной из самых популярных профессий. В Москве сейчас открылось в 4 раза больше вакансий курьера, чем было год назад. Впрочем, резкий рост числа доставщиков не всегда положительно сказывается на качестве их услуг. Особенности бизнеса по доставке в период пандемии коронавируса изучил корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Во-первых, это красиво – мчащийся на велосипеде по зимним тротуарам юноша в развивающихся желтых или зеленых одеждах с огромным ранцем за спиной. Испуганные прохожие пытаются увернуться. Не у всех это получается. Падают в сугробы. А он летит, такой весь уверенный в себе, никого не замечая. Ему надо успеть доставить заказ. Впрочем, красота – не главное, что привлекает кандидатов. Главное всё-таки – "простота входа". Минимум требований – фактически только наличие смартфона, чтобы подключиться к службе доставки. При этом спрос на курьеров действительно резко вырос в последнее время, говорит президент портала Superjob.ru Алексей Захаров.
ЗАХАРОВ: Количество вакансий для курьеров выросло. Мы знаем, что в пандемию практически все торговые компании ушли в онлайн. И многим пришлось заняться построением службы доставки. Либо собственной, либо использовать посторонние службы доставки. А те, кто уже был в онлайне, значительно увеличили свои обороты. Кто-то вырос в 2, кто-то – в 3, кто – в 10, а некоторые – даже в 100 раз. Естественно, это потребовало большого количества курьеров.
Некоторые специалисты делают выкладки, согласно которым увеличение спроса на посыльных компенсируется ростом числа соискателей. А потому заработки в этой профессии вряд ли поменяются. Но Алексей Захаров отмечает, что организаторы курьерского бизнеса всё-таки готовы платить своим работникам больше.
ЗАХАРОВ: Число соискателей не особо увеличивается. Всё-таки оно конечно. Поэтому заработки курьеров во время пандемии подросли. На 10, 20, в некоторых случаях – на 30%. И на этом уровне они зафиксировались. И за курьеров тоже идет конкуренция.
Конкуренция растет и потому, что раньше эта профессия была во многом вотчиной гастарбайтеров из Средней Азии. А сейчас мигрантов оттуда едет меньше. И все чаще посыльными становятся местные и даже пенсионеры. Для них это – хороший способ подработки. Всё лучше – на свежем воздухе, да еще за деньги, чем в 4 стенах. Исследования агентств по найму персонала показывают, что пеший курьер может зарабатывать в среднем 35 тысяч рублей в месяц. Не так уж и мало для людей, которые ничего другого не умеют. А именно такие в основном и идут в курьеры, констатирует Алексей Захаров.
ЗАХАРОВ: В курьеры, как правило, идут молодые люди, не имеющие никакой профессии. И, в общем, если они не будут чему-то учиться и осваивать какую-то профессию, то ничего лучше они не найдут. Так и будут работать курьерами некоторое время. Лет 5 еще эта профессия будет существовать и активно развиваться. А дальше всё больше и больше мы будем переходить на бескурьерную, на беспилотную доставку.
А пока роботы не перехватили кусок хлеба у курьеров, живые доставщики постоянно становятся источникам всяческих эксцессов и неудобств для окружающих. Посыльные дерутся между собой за заказы, ездят по тротуарам и постоянно спешат, мешая прохожим, ведут себя грубо с клиентами. Стоит вспомнить свежий эпизод. В Кудрове (Ленобласть) курьер угрожал своему клиенту физическим насилием за то, что тот написал негативный отзыв о его работе. Из-за этого курьера заблокировали. Несколько часов он "сыпал" в WhatsApp угрозы и обещал "пацанский разговор" у подъезда. Клиент обратился в полицию. Она теперь с несдержанным нарочным и разбирается.
Ситуация с вмешательством курьеров в личную жизнь клиентов стала настолько острой, что одному из крупнейших сервисов по доставке пришлось скрыть телефоны заказчиков. Дело в том, что курьеры начинали высылать понравившимся девушкам, в том числе несовершеннолетним, непристойные предложения. Пошли жалобы. Теперь курьер по-прежнему может звонить клиенту из мобильного приложения, но система вместо отображения настоящего телефонного номера заказчика автоматически генерирует подменный, который действует только во время выполнения заказа.