Авторские материалы Пандемия курьера кормит

9 декабря 2020, 14:01

Персоны

Противоэпидемические ограничения и режим самоизоляции сделали доставщиков товаров и продуктов одной из самых популярных профессий. В Москве сейчас открылось в 4 раза больше вакансий курьера, чем было год назад. Впрочем, резкий рост числа доставщиков не всегда положительно сказывается на качестве их услуг. Особенности бизнеса по доставке в период пандемии коронавируса изучил корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Во-первых, это красиво – мчащийся на велосипеде по зимним тротуарам юноша в развивающихся желтых или зеленых одеждах с огромным ранцем за спиной. Испуганные прохожие пытаются увернуться. Не у всех это получается. Падают в сугробы. А он летит, такой весь уверенный в себе, никого не замечая. Ему надо успеть доставить заказ. Впрочем, красота – не главное, что привлекает кандидатов. Главное всё-таки – "простота входа". Минимум требований – фактически только наличие смартфона, чтобы подключиться к службе доставки. При этом спрос на курьеров действительно резко вырос в последнее время, говорит президент портала Superjob.ru Алексей Захаров.

ЗАХАРОВ: Количество вакансий для курьеров выросло. Мы знаем, что в пандемию практически все торговые компании ушли в онлайн. И многим пришлось заняться построением службы доставки. Либо собственной, либо использовать посторонние службы доставки. А те, кто уже был в онлайне, значительно увеличили свои обороты. Кто-то вырос в 2, кто-то – в 3, кто – в 10, а некоторые – даже в 100 раз. Естественно, это потребовало большого количества курьеров.

Некоторые специалисты делают выкладки, согласно которым увеличение спроса на посыльных компенсируется ростом числа соискателей. А потому заработки в этой профессии вряд ли поменяются. Но Алексей Захаров отмечает, что организаторы курьерского бизнеса всё-таки готовы платить своим работникам больше.

ЗАХАРОВ: Число соискателей не особо увеличивается. Всё-таки оно конечно. Поэтому заработки курьеров во время пандемии подросли. На 10, 20, в некоторых случаях – на 30%. И на этом уровне они зафиксировались. И за курьеров тоже идет конкуренция.

Конкуренция растет и потому, что раньше эта профессия была во многом вотчиной гастарбайтеров из Средней Азии. А сейчас мигрантов оттуда едет меньше. И все чаще посыльными становятся местные и даже пенсионеры. Для них это – хороший способ подработки. Всё лучше – на свежем воздухе, да еще за деньги, чем в 4 стенах. Исследования агентств по найму персонала показывают, что пеший курьер может зарабатывать в среднем 35 тысяч рублей в месяц. Не так уж и мало для людей, которые ничего другого не умеют. А именно такие в основном и идут в курьеры, констатирует Алексей Захаров.

ЗАХАРОВ: В курьеры, как правило, идут молодые люди, не имеющие никакой профессии. И, в общем, если они не будут чему-то учиться и осваивать какую-то профессию, то ничего лучше они не найдут. Так и будут работать курьерами некоторое время. Лет 5 еще эта профессия будет существовать и активно развиваться. А дальше всё больше и больше мы будем переходить на бескурьерную, на беспилотную доставку.

А пока роботы не перехватили кусок хлеба у курьеров, живые доставщики постоянно становятся источникам всяческих эксцессов и неудобств для окружающих. Посыльные дерутся между собой за заказы, ездят по тротуарам и постоянно спешат, мешая прохожим, ведут себя грубо с клиентами. Стоит вспомнить свежий эпизод. В Кудрове (Ленобласть) курьер угрожал своему клиенту физическим насилием за то, что тот написал негативный отзыв о его работе. Из-за этого курьера заблокировали. Несколько часов он "сыпал" в WhatsApp угрозы и обещал "пацанский разговор" у подъезда. Клиент обратился в полицию. Она теперь с несдержанным нарочным и разбирается.

Ситуация с вмешательством курьеров в личную жизнь клиентов стала настолько острой, что одному из крупнейших сервисов по доставке пришлось скрыть телефоны заказчиков. Дело в том, что курьеры начинали высылать понравившимся девушкам, в том числе несовершеннолетним, непристойные предложения. Пошли жалобы. Теперь курьер по-прежнему может звонить клиенту из мобильного приложения, но система вместо отображения настоящего телефонного номера заказчика автоматически генерирует подменный, который действует только во время выполнения заказа.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация