Авторские материалы Больше, чем просто учитель: что будут делать в школах наставники и методисты

12 декабря 2020, 00:49

Персоны

В российских школах могут появиться учителя-наставники и учителя-методисты. Это – педагоги с большим стажем и "фирменным стилем" в работе, который признан новаторским. Свой опыт они будут передавать молодым коллегам. С подробностями – корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.

Каждый из нас подтвердит: есть учителя просто хорошие, а есть интересные. Их чаще всего называют «любимыми». К ним хочется идти на урок и внимать. Кажется, они обладают особыми секретами, доносят информацию так, что она хорошо усваивается, и пользуются огромным авторитетом у детей, не заигрывая с ними. Вот такие педагоги должны передавать свои знания и навыки другим, решили в Минобразования. В штатном расписании могут появиться новые категории: учитель-наставник и учитель-методист. Наставники будут помогать адаптироваться молодым педагогам, говорит председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицея №369 Константин Тхостов.

ТХОСТОВ: В школы приходит очень много молодых учителей, закончивших вузы, и они нуждаются в плавном погружении в особенности жизни образовательной среды. И здесь как раз педагог-наставник способен как никто другой быстро адаптировать молодого учителя к существующим реалиям. Учителя переезжают из региона в регион. И при адаптации человека, попавшего в новую среду, роль педагога-наставника также является ключевой.

Пандемия показала: школе остро нужны специалисты, умеющие моментально реагировать на вызовы времени. Форс-мажор, в котором оказались образовательные учреждения в этот период, выявил нехватку учителей-методистов, которые могли бы быстро разрабатывать универсальные алгоритмы для продолжения учебы в новых условиях, говорит Константин Тхостов. Грех не воспользоваться опытом и знаниями успешных педагогов.

ТХОСТОВ: Все мы переживаем сейчас сложный пандемический год, и как раз в руках методистов и находятся те инструменты, которые позволяют минимизировать временные затраты учителей-"предметников", готовящих и очные уроки, и уроки с использованием дистанционных форм, применяя все современные методики, которые помогают нашим учащимся получать качественное образование вне зависимости от его формы.

Учитель-методист будет заниматься разработкой новых педагогических технологий, учебных пособий, проводить семинары, мастер-классы, руководить практикой студентов и многое другое.

А что дадут самим учителям эти две особые категории в квалификации? Новую ступень профессионального роста. Образно говоря, для педагога, достигшего своего потолка в виде высшей категории, открывается люк на крышу с новыми возможностями, говорит Константин Тхостов.

ТХОСТОВ: Это как раз то самое средство от профессионального выгорания и ухода из системы образования квалифицированных учителей, которые дошли уже до финальной черты и не понимают, куда двигаться дальше. Учитель-наставник, учитель-методист будет вести уроки, будет сопровождать коллег-педагогов и своим примером показывать, как действовать в той или иной ситуации. Грубо говоря, вести за собой.

Главное, чтобы эта хорошая идея не формализовалась, замечает профессор, завлабораторией Московского государственного педагогического университета, президент Тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева.

КОВАЛЁВА: Всегда хочется, чтобы это не было формальным. Чтобы не было сверху такого приказа: каждый учитель через 3 года должен стать методистом или наставником.

Должны ли ученики и их родители оповещаться о том, что кто-то из их учителей носит звание «наставник» или «методист»? Это – лишние знания. Квалификация должна остаться внутренней учительской кухней, уверена Татьяна Ковалева.

КОВАЛЁВА: Детям не надо знать, кто – наставник, кто – методист, это – внутренняя ситуация. Они знают, что есть завуч, который, допустим, расписанием занимается, есть учитель, который с детьми работает, есть директор, который школой управляет. А вот то, что внутри, это уже – вопрос профессионального роста, профессионального развития.

Кто может претендовать на звания педагога-наставника и педагога-методиста? Попробовать пройти аттестацию могут все, кто соответствует требованиям. Стаж работы для наставника – 7 лет, для методиста – 5. Необходимо и наличие действующей первой или высшей квалификационной категории по должности учителя, ну и, конечно же, желание. Похоже, с этим проблем не возникнет. По данным опроса, пройти аттестацию на новые категории уже сейчас готовы более трети педагогов.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация