Авторские материалы К пациенту – без декольте: Минтруд отрегулировал внешний вид и поведение медиков
Персоны
Врач скорой по пути на вызов не должен спать, читать и отвлекать водителя разговорами. Министерство труда и соцзащиты выпустило новые правила охраны труда в медицинских организациях. Документ предписывает докторам одеваться скромнее. Так, одежда медиков, выезжающих к людям с психическими расстройствами, не должна быть вызывающей и броской. Новые правила медэкипировки внимательно изучила корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Докторам и медперсоналу неотложек прописали рамки приличия. Новые правила охраны труда, разработанные Министерством труда и соцзащиты, задают новые стандарты во внешнем виде тех, кто призван спасать людей. Ничего не должно отвлекать их от дела. Например, бригадам скорых запрещено спать, читать, курить, есть в машине. Это – необходимые уточнения. Питание во время поездки всегда было запрещено, но в 90-е годы, когда бригад скорой не хватало, сделали послабление: врачам разрешили перекусывать прямо в "карете", во время переезда с вызова на вызов, рассказывает врач-терапевт, в прошлом сотрудник скорой, автор книги "Пока едет скорая" Андрей Звонков. Теперь это нужно изменить.
ЗВОНКОВ: Такая ситуация была, а что-то временное затем становится постоянным. Пришлось вводить приказ. Еще раз повторили: не надо есть. Появились мобильные телефоны, и они создали новую проблему. Нельзя читать книги на ходу, нельзя "сидеть" в телефоне.
Правилами запрещается по пути на вызов разговаривать с водителем, принуждать его к быстрой езде, самостоятельно включать сирену или мигалку. И это правильно, считает председатель первичной организации профсоюза водителей скорой помощи "Соцпроф" Владимир Ивашкин.
ИВАШКИН: Водитель несет ответственность за тех, кто находится в скорой. За бригаду, за пациентов, участников движения. Принимать решение о включении световых и звуковых спецсигналов должен только водитель. А отвлечение на разговоры приводит к ДТП. Как найти дом, как проехать – конечно, люди могут подсказывать, но все решения по движению автотранспорта принимает водитель.
Определен и порядок использования лекарств. Так, например, запрещается хранить и применять препараты без этикеток, с нечитаемыми наименованиями, в поврежденной упаковке, пробовать препараты на вкус и запах, пользоваться неисправными инструментами и оборудованием, медицинскими изделиями, не зарегистрированными в России.
Отдельный пункт правил – внешний образ медика. Он прописан до деталей. Например, четко регламентированы форма для врачей и медсестер в отделениях психиатрии и наркологии. Предписана дистанция между медперсоналом и больными – она должна быть достаточной во избежание эксцессов. Относиться к пациентам рекомендовано с пониманием и без лишних эмоций. В правилах об этом дословно сказано так: "Проявления злобности, враждебности, агрессии, лживости, цинизма со стороны пациентов отделений психиатрии и наркологии должны восприниматься медицинским персоналом не как личное оскорбление, а как клинические проявления болезненного состояния".
Внешний вид не должен быть вызывающим. Главный принцип – скромность. Никакой яркой косметики, "висячей" бижутерии и парфюмерии. "Ногти, – сказано в документе, – должны быть коротко острижены, обувь – на низком устойчивом каблуке, с фиксированной пяткой".
Это и так всегда было принято. И хорошо, что это прописано, считает Андрей Звонков. Провокации, на которые реагируют пациенты, должны быть исключены.
ЗВОНКОВ: Риск нарваться на странного пациента всегда есть. Поэтому медикам говорят, чтобы они не провоцировали пациентов своим внешним видом на агрессию. Не надо украшений, ничего лишнего чтобы не было. Есть рабочая форма, определенный стандартный вид, который должен иметь медик во время работы. Яркий макияж, маникюр – все это внутренним регламентом, стандартами медпомощи запрещено. Если человек нарушил это, то сам должен отвечать за то, что происходит.
Но кто будет определять, нарушено или не нарушено правило? Насколько приемлемы тот или иной макияж, длина юбки или глубина декольте? Рассуждает президент Лиги защиты врачей Семен Гальперин.
ГАЛЬПЕРИН: Где эта граница? Всё, в чем приходит специалист, не должно мешать его работе. Это и есть критерий. А если это какие-то эстетические претензии начальства, пациентов, здесь уже нужно разбираться – насколько это реально мешает оказанию помощи. Других критериев не должно быть.
Безусловно, говорят специалисты, врач должен прежде всего сам чувствовать "границы дозволенного" и не переходить их. И 99% докторов и так следуют внутренним правилам, понимая, что перед ними – больной человек. А значит – заведомо уязвимый.