Авторские материалы "Электронный дом": прощаемся с “непрозрачными” УК?

2 февраля 2021, 16:57

Персоны

Москвичи получили полный доступ к сервису "Электронный дом" – интернет-платформе, которая помогает им быть на прямой связи с управляющей компанией и соседями. Теперь все горожане смогут решать жилищные вопросы и проводить собрания собственников удаленно – через Интернет. Также онлайн можно оплачивать коммунальные счета. А кроме того, управляющие компании теперь обязаны выкладывать в приложение перечень своих расходов. Жильцы смогут разобраться, сколько и за что им приходиться платить. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Среди цифровых приложений, актуальных для москвичей, появился "Электронный дом". По сути, с его помощью можно будет управлять своей квартирой и обслуживать ее. Функционал, по словам авторов программы, – широк. Люди смогут общаться в общедомовых чатах и размещать там объявления. Бумажки у входа в подъезд уйдут в прошлое. Главное же – жильцы смогут инициировать собрания собственников проще и быстрее, чем сейчас. И бесконтактно: на фоне эпидемии – тоже плюс. А регистрация в приложении через портал mos.ru позволит считать голоса на собраниях без фальсификаций.

Приложение испытывалось несколько месяцев; в нем уже сделаны серьезные корректировки. Так, сначала, например, предполагалось, что администраторами общих собраний будут только представители столичного Департамента информационных технологий. Что неправильно, говорит заместитель руководителя Ассоциации "ЖКХ – Городская среда" Дмитрий Гордеев.

ГОРДЕЕВ: Это просто очень сильно обрезало инициативы собственников, потому что в очень многих коллективах доверяют своим товарищам, своим соседям. Сейчас вот это положение фактически уже исправлено – написали, что может быть администратором "и иное лицо". Я очень надеюсь, что не будут этих "иных лиц" как-то выбраковывать. Всё-таки вот сейчас поправка дает возможность выдвигать собственникам своих администраторов общего собрания.

Пока, по оценкам пользователей, скачавших приложение, до 5 баллов есть куда расти. Предстоит еще отладить онлайн-вызов мастеров по всему профилю коммуникаций. А вот платить по коммунальным счетам можно уже сейчас. Как анонсировано, "Электронный дом" позволит также быть в курсе деятельности своей управляющей организации, знать, сколько она собирает денег и на что расходует. С этим сегодня все плохо. Около половины управляющих компаний, по свежему исследованию, свои финансовые статьи либо не раскрывают совсем, либо отчитываются в Государственной информационной системе ЖКХ минимально, говорит заместитель директора аналитического департамента рейтингового агентства строительного комплекса Александр Рыбаков.

РЫБАКОВ: Примерно 45% УК не публикуют данные о доходах и расходах по управлению многоквартирными домами. По нашему мнению, это ведёт к тому, что жители этих домов не могут оперативно получить информацию о результатах деятельности своих управляющих компаний. Ещё в рамках исследования мы выявили, что примерно около 1200 управляющих компаний, по которым есть данные о действующих лицензиях в системе ГИС ЖКХ, на самом деле являются уже банкротными организациями. Если пользователь системы зайдёт в неё и посмотрит, у него не возникнет никаких подозрений, что компания не может осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом.

Быть может, приложение "Электронный дом" сделает обороты УК чуть прозрачнее, полагает заместитель директора, руководитель направления правового регулирования ЖКХ юридической группы "Яковлев и партнеры" Павел Олейников.

ОЛЕЙНИКОВ: Региональные власти вправе разрабатывать свои какие-то проекты, но ГИС ЖКХ – это система, которая предусмотрена Жилищным кодексом, и размещение в ней информации является федеральным лицензионным требованием для попадания на этот рынок. Но тут есть проблемы определённые, которые фактически приводят к нарушению жилищных прав граждан. Они связаны с тем, что в ГИС ЖКХ не совсем удачно размещение информации предусмотрено. В частности, доходы-расходы не дифференцируются по домам. Ну а во-вторых, управляющие организации не исполняют эту обязанность, и, естественно, в этой ситуации нарушаются права жильцов, которые не видят, на что тратятся их деньги, и не могут проверить эти расходы.

В системе нет разбивки по домам. И, например, если у компании в обслуживании – 4 многоквартирных дома, а она отчиталась, что потратила 100 тысяч рублей на покраску подоконников в подъездах, она не пишет, в каком из 4 домов эта покраска была произведена. Жильцам остается только ходить и самолично проверять подоконники – у кого они окрашены, у кого нет. Еще хуже дела обстоят с ремонтом коммуникаций в подвалах. Жителя одного дома вряд ли пустят поглядеть, что сделано в подвале другого. Конечно, жилец может инициировать штраф для УК, замечает Павел Олейников.

ОЛЕЙНИКОВ: Он вправе подать жалобу в жилищную инспекцию. Жилищная инспекция на основании 20 статьи Жилищного кодекса обязана провести внеплановую проверку, проверить факт нарушения и, при его установлении, принять меры административного воздействия.

Но жалоба в жилищную инспекцию должна быть аргументированной. А если сведения непрозрачны, в равной степени они могут быть и честными, и не очень. Получается, жалобы приходится писать наугад.

Да и штраф – 10 тысяч за первое нарушение, 20 тысяч за второе – откровенно мал. Если даже в одном доме – 200 – 300 квартир, то налево-направо без контроля могут тратиться сотни тысяч ежемесячно.

Но эксперты отмечают: внесение данных в информационную систему – требование лицензионное. Да, с "прозрачностью" надо еще работать, но невнесение – уже повод отнять у управляющей компании лицензию и попрощаться с ней.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация