Культурное путешествие Имя Лескова сегодня: что посетить в Орловской области
Персоны
Прозеванный гений? Почему русский классик затерялся среди знаменитых имен? Орловская область и ее достопримечательности.
СТУПАК: Приветствую всех слушателей. В эфире программа "Культурное путешествие". В студии Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, здравствуйте.
САФАРОВ: Приветствую, Полина.
СТУПАК: В этом месяце, а именно 16 февраля, отмечается 190-летие со дня рождения писателя и публициста Николая Лескова. Его биография самым прямым образом связана с Орловским краем, что навело нас на мысль поговорить об этих местах именно с точки зрения литературы. Орел, Мценск и другие города Орловской области, безусловно, интересны и сами по себе, но вот мы решили добавить немного нестандартный маршрут для путешествия. Кстати, насчет Лескова. Совсем недавно вышла его первая за очень-очень долгое время полная биография, автором которой выступила Майя Кучерская. И книга сразу вошла во многие топ-листы того, на что нужно обратить внимание. И я задумалась: насколько такая большая работа необходима, и вообще что говорит имя Лескова сегодняшнему читателю? Много ли современные люди знают о том, кто такой Лесков, что он написал? Ну, я сейчас, естественно, не имею в виду тех, для кого литература является профессией. В школьной программе есть его произведения, но есть ли к нему интерес в широком смысле слова? Марат, я не просто этот вопрос задаю, поскольку книга Кучерской имеет подзаголовок "Прозеванный гений".
САФАРОВ: Да, и этот подзаголовок отсылает к цитате, к высказыванию еще Игоря Северянина. То есть уже в начале 20-го века, 100 лет назад "прозевали" Лескова. Он затерялся среди титанов русских классиков, не только среди таких могикан, как Лев Николаевич Толстой или Федор Михайлович Достоевский, но и среди классиков, которым он считал себя ровней, например своего орловского земляка Ивана Сергеевича Тургенева. Кстати, у Лескова был такой ранжир творческий, он считал, что на толстовское он, конечно, претендовать не может…
СТУПАК: А вот с Тургеневым сравнить себя – вполне.
САФАРОВ: С Тургеневым он мог вполне. Но так сложилось, что Тургенева мы знаем, мы читаем, экранизируется Тургенев, ну сказать, что на слуху – это будет даже пошло, Тургенев – это наше всё практически, у нас есть масса литературных и сюжетов в голове, мы к ним возвращаемся. А с Лесковым гораздо сложнее. И вот Майя Кучерская в своей книге, уникальной книге, вот если представить себе – 10 лет она посвятила этой работе, эта сама книга, не побоюсь этого слова, конгениальна Лескову.
СТУПАК: Такой монументальный труд.
САФАРОВ: Потому что если в нее вчитаться, вот ее орловские главы, то такое впечатление, как будто это такое вот неповторимое и тихое, тихо журчащее, неспешное русское повествование, русская литература, может быть, даже и 19-го века. И когда отрываешься, что это не цитата из Лескова, а это пишет современный литературовед, профессор, наш современник, то такое впечатление складывается, что как будто бы ей удалось вот так вот в диалог вступить со своим героем. И она в своей книге и в интервью, которые Майя Кучерская дает, она говорит о том, что сложности восприятия Лескова, образы его, того, что он, ну грубо говоря, не раскрутился, в том числе и при жизни, его неуживчивый характер (который очень серьезно повлиял на его репутацию – идейную репутацию, человеческую, человеческие взаимоотношения) повлияло на то, что ну каждый образованный человек знает имя Лескова, знает "Леди Макбет Мценского уезда", но знает в каких-то интерпретациях, например в музыке Шостаковича. Мы сегодня поговорим о фильмах, снятых (все-таки снятых) по произведениям Лескова. Но вот так, чтобы вот взять в руки, "Соборян" читать…
СТУПАК: Перечитать, ну это да, это понятно.
САФАРОВ: Хотя если взять, допустим, хотя бы даже цитаты, которые приводятся в книге его биографа, то это энциклопедия (ну если говорить о "Соборянах"), энциклопедия русской провинциальной церковной жизни, о которой мы мало что знаем уже теперь, спустя 150 лет. Это, конечно, великий писатель, не требующий того, чтобы мы его оценивали и ставили его в какие-то рамки иерархии литературной, но действительно прозевали его. И, может быть, вот этот юбилей (он тоже какой-то немножко нескладный, 190 лет – это не 200 и не 150), но тем не менее, может быть, он повлияет на то, и уже мы скажем о культурных мероприятиях, которые проходят и на Орловской земле, и в Москве, посвященных этому юбилею, может быть, как напоминание о нем...
Слушайте в аудиофайле!
Культурное путешествие. Все выпуски
- Все аудио
- Культурное путешествие