Авторские материалы "Бесплатный проезд" для детей и допзащита данных: главные новшества марта

26 февраля 2021, 15:45

Персоны

Запрет высаживать детей из общественного транспорта, новые гарантии для персональных данных и запрет разгрузки товаров возле жилых подъездов. В марте вступает в силу ряд законодательных изменений, которые могут сыграть важную роль в жизни россиян. О юридических нововведениях наступающего месяца – корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Самая яркая юридическая новация марта: с 7 числа всех несовершеннолетних до 16 лет запретят высаживать из общественного транспорта. Даже если они не заплатили за проезд. Поправки были приняты после ряда случаев, когда зимой на буранных полустанках, да еще в темное время суток, несовершеннолетних безбилетников бесцеремонно высаживали, из-за чего дети могли замерзнуть. Причем в Административном кодексе никаких наказаний для бессердечных кондукторов и водителей нет. Единственное, их могли уволить. Юристы говорили о возможности заведения уголовного дела по статье – "Оставление лица в опасном для жизни или здоровья состоянии". Максимальное наказание – лишение свободы до 1 года. Но ни одного факта, что такие дела заводились реально, найти не удалось.

Правда, был один случай, когда в Екатеринбурге кондуктор высадил в мороз 9-летнюю девочку; завели другую уголовную статью – "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей". С максимальным наказанием до 2 лет лишения свободы. Но до суда дело, судя по всему, так и не довели. Потому что впоследствии оказалось, что после предупреждения кондуктора о необходимости заплатить девочка испугалась и вышла сама. Ее никто не выгонял.

Теперь высаживать детей вроде бы запретил закон. Но наказание в КОАПе по-прежнему не прописали. А потому нововведение можно считать формальностью. К тому же тут же возникает другая проблема. Раз детишек нельзя высадить ни при каких условиях, то и за проезд им платить смысла нет, размышляет президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.

СВЕШНИКОВ: По сути, вводится бесплатный проезд для детей до 16 лет. К ним ничего применить нельзя. В полицию их доставить нельзя, составить протокол об административном правонарушении нельзя. Оштрафовать их нельзя. Что можно с ними сделать? Дальше: а как вы будете отделять 16-летних от 17-18-летних? А если 18-летний скажет, что ему 15 лет? Как вы это определите? Объявите на всю страну, что все поездки бесплатные. Выдайте всем школьникам от 7 до 16 лет проездные билеты, компенсируйте перевозчикам, так сказать, все эти расходы. И всё будет нормально. И статус безбилетного ребенка вообще пропадет.

Активисты пассажирских общественных организаций в данном вопросе едины во мнении с транспортниками. Абсолютный запрет на высаживание детей оправдан не всегда и не везде, уверен председатель Союза пассажиров, член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков.

ЯНКОВ: Потому что это будет стимулировать детей и многих родителей, многих недобросовестных вообще сделать так, чтобы дети ездили бесплатно. То есть будут, конечно, злоупотребления. Я думаю, что правильное решение было бы посередине. Например, запрет высаживать детей за пределами населенных пунктов или в темное время суток. Но почему в большом городе нельзя ребенка высадить, если он не заплатил за проезд? Особенно, если ему 14-15 лет? Я, честно сказать, не понимаю.

Еще одно мартовское новшество касается санитарных норм для многоэтажных домов. В частности, разгрузка товаров в магазины и офисы не должна производиться со стороны, где находятся входы в подъезды. Впрочем, всё равно остается возможность договоренности, поясняет адвокат Всеволод Свобода.

СВОБОДА: Во-первых, разгрузка всё равно возможна, если с жителями есть согласование. То есть нужно будет согласовывать, это раз. Во-вторых, у нас и так были ограничения на размещения магазинов в жилом секторе. И поэтому всё равно разгрузку нужно было делать в торцевой части. То есть не во дворах. Магазины многие этим пренебрегали. Делали во дворах и мешали людям жить. Теперь здесь 2 варианта у магазинов. Либо они будут договариваться с жителями, либо им придется искать помещения получше.

С 1 марта под дополнительную защиту возьмут персональные данные. Напомним, сейчас человек дает согласие на их обработку, поставив галочку в пункте "разрешаю". И мало кто читает несколько страниц убористого текста, в котором понятие персональных данных, собственно, и расшифровывают. После этого у оператора появляется право совершать с ними любые действия из списка. В том числе отсылать их своим партнерам, после чего ваши персональные данные могут возникнуть в самых неожиданных местах. Теперь подтверждать своё согласие надо будет не общим списком, а конкретно по пунктам. В том числе даже имя и фамилию можно будет публиковать только с разрешения пользователя. И таким образом у персональных данных появляется дополнительная защита. Хотя на практике всё равно всё выльется в чистую формальность. То есть простановку не одной "галочки", а нескольких, полагает гендиректор компании Zecurion Алексей Раевский.

РАЕВСКИЙ: Дело в том, что вы когда начинаете пользоваться каким-то сервисом, у него есть определенные условия использования ваших персональных данных. И вы должны с этими условиями согласиться. Если вы не соглашаетесь с условиями, вы, соответственно, не пользуетесь этим сервисом. То есть, грубо говоря, если вы не подпишете это согласие, вам не дадут в банке кредит. Вам не дадут зарегистрироваться на какой-нибудь интернет-площадке, интернет-магазине. То есть это всё остается формальностью.

С 1 марта также вводят новые наказания для иноагентов. Если они не предоставят необходимые данные для специального реестра Минюста, им грозит крупный штраф. А в случае повторного непредоставления данных заведут уже уголовное дело, по которому могут лишить свободы на срок от 2 до 5 лет.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация