Авторские материалы "Тотальные хитрости" страховщиков: как не лишиться "годных остатков" попавшего в ДТП автомобиля
Персоны
Страховщики зачастую признают автомобиль "тотально уничтоженным" в ходе ДТП, после чего выплачивают клиенту страховую сумму. А потом эту машину забирают в качестве металлолома, ремонтируют и выгодно перепродают. Причем на вполне законных основаниях. В хитрой страховой схеме разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Тотальный ущерб, или, если короче, "тотал", – популярный у страховщиков термин, когда восстановление транспортного средства не покрывает стоимости каско и его проще списать. Особую популярность "тотал" приобретает в период быстрого роста доллара и высокого спроса на автомобили. Сейчас – как раз такое время. Страховая сумма по договору, положим, – 700 тысяч, а машина через год, ближе к концу страхового периода, уже может реально стоить под миллион. И если в этот момент происходит ДТП, то хитрый страховщик через своего аффилированного оценщика проводит экспертизу. И тот "чудным образом" признаёт, что машина не подлежит ремонту, а годна только на списание. И вроде бы всё по закону, констатирует автоюрист Илья Афанасьев.
АФАНАСЬЕВ: Самое печальное, что формально страховая компания ничего не нарушает. Машина по направлению отправляется на сервис для дефектовки. Заезжает туда. Ее осматривают специалисты. Если это – официальный дилер, то мы плюсуем 30% к стоимости запчастей. Потому что у дилеров традиционно завышены цены на запчасти. И вот исходя из этих завышенных цен на запчасти и получается, что чисто экономически страховая компания разводит руками и говорит: "Ой, полная гибель, извините".
Далее автомобилисту вполне честно вручают страховую сумму, прописанную на случай полной гибели автомобиля, дополняет Илья Афанасьев.
АФАНАСЬЕВ: Есть главный нюанс: при заключении договора страхования компании занижают страховую сумму автомобиля. И с учетом в том числе того, что машины дорожают, дорожают и запчасти, "скачет" курс евро, доллара, и на выходе человек может остаться вот с таким пустым "ведром".
Но даже эту заниженную сумму страховщик постарается не выплачивать полностью. Найдет миллион причин. Например, включит коэффициенты износа, хотя машина – почти новая, и дальше, в строгом соответствии с договором, забирает автомобиль себе в качестве "годных остатков". Ну, то есть в теории эти автомобильные остатки отправляют на разбор, где с них снимают исправные детали. За них страховщик получит какие-то деньги и тем самым частично окупит страховую выплату, переведённую клиенту. Но по факту побывавший в ДТП автомобиль не является металлоломом. А после небольшого ремонта восстанавливается и продается. И эта сумма продажи даже может быть выше, чем сумма страховой выплаты. Прямая выгода для страховщика. В проигрыше – только клиент, который лишился вполне себе еще ремонтопригодной машины. А на выплаченную страховку уже ничего путного не купишь. Как обезопасить себя от "тотальных хитростей" страховщиков? Лучшее решение – не доверять экспертизе, назначенной страховщиком, а провести свою, независимую, советует автоюрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Посоветовал бы всем людям, которые пользуются договором каско и попали в подобную ситуацию, всегда производить оценку – реально ли автомобиль "тотален". Если ты уверен, что автомобиль, условно говоря, не "тотален" либо страховая компания выплачивает меньше, чем должна, проще обратиться с исковым заявлением в суд. И ходатайствовать перед судом о назначении судебной экспертизы. В подавляющем большинстве случаев эта судебная экспертиза будет определяющей для суда. И именно по ней он будет определять, кто кому какие деньги должен.
Справедливости ради по многим договорам каско клиент может и не отдавать "годные остатки" аварийного автомобиля страховой компании. И, за вычетом стоимости этих "годных остатков", страховая производит выплаты. А автомобилист уже сам занимается ремонтом. То есть с такой схемой особых проблем не возникает. Всё зависит от внимательности клиента при заключении договора.