Барочная практика Пасха с Букстехуде

4 апреля 2021, 00:10

Начнём с довольно большой хорально-ариозной кантаты BuxWV 43 "Heut triumphieret Gottes Sohn" (Ныне торжествует Сын Божий). Этот жанр встречается у Букстехуде всего трижды. И хорал, и ария имеют в основе поэтический текст. Но в понимании Букстехуде между ними есть важные различия, что позволяет соединить их в одной кантате по принципу контраста. Хорал является коллективной молитвой, а ария – персональной.

43-я кантата начинается с хорала, который следует, конечно же после инструментального вступления, как это обычно бывает у Букстехуде. Этот хорал написан на текст пасхального гимна Каспара Штольцхагена 1591 года.

Сразу стоит обратить внимание на крайне необычный и довольно мощный состав – 5-голосный хор с участием 2 сопрано, а также две трубы и литавры в дополнение к традиционному струнному ансамблю. Прославление восставшего из мертвых Спасителя разносится эхом по всей земле, и мы ощущаем это совершенно отчётливо по характерным риторическим приёмам.

Но даже в этом коллективном акте Благодарения ощущается характерная для Букстехуде необыкновенная теплота интонации.

Далее следует длинная ария на текст неизвестного автора (возможно, это сам Букстехуде). Главный её посыл – это победа над грехом, смертью, адом. Подобная коннотация Воскресения Христова очень важна в лютеранской поэзии. В каждой из 5 строф арии провозглашается эта победа. И текст живописует её в самых красочных тонах. Обращает на себя внимание образ лживого мира, представленный множеством имён, или если угодно кличек. В данном случае это дьявол и дракон с хищной пастью.

Следующее пасхальное сочинение, которое мы услышим, принадлежит к совершенно другому жанру вокальной музыки Букстехуде.

В данном случае это один из поэтических текстов на латыни. Они в свою очередь могут составлять разные группы. Одна из этих групп – старинные гимны и секвенции. Именно к этой группе относится сквозная строфическая песнь на средневековое пасхальное песнопение "Surrexit Christus Hodie" (Ныне восстал Христос) BuxWV 99.

Сочинение строится в виде диалога между басом и двумя сопрано, излюбленный приём Букстехуде. Аллилуйя в конце каждой строфы является ответом на предыдущий её текст. Причём от строфе к строфе происходит обмен ролями между басом и двумя сопрано. Во второй половине сочинения все три голоса звучат в необычайно динамичной манере, активно используя имитационную технику. Характер музыки чутко реагирует на изменение текста, когда речь идёт о мученической смерти Христа, и возникает мотив страдания, выраженный утончёнными мелизмами в партии баса.

Ещё два пасхальных сочинения также являются сквозными строфическими песнями. Обе они написаны на основе пасхального гимна Иоганна Риста 1655 года, повествующего о победе над сатаной. Таким образом, после "лирического" отступления, которое мы испытали в сквозной строфической песне "Ныне восстал Христос", где восславление Спасителя происходит через воспоминание о его мученической смерти, мы возвращаемся по сути к батальному топосу. Снова битва против сатаны. Теперь у него появляется ещё одно прозвище. Велиал, или Белиал, а также Вериар – так в тексте 40-го псалма назван дух лжи и разрушения, который обольщает человека и совращает его с пути истинного. Кстати, именно так назван сатана во вступительной арии баса из 181 кантаты Баха о легкомысленных и ветреных людях, лишающих себя Божьего Слова и тем облегчающих его "работу".

В этих двух строфических песнях BuxWV 84 и 85 "O frohliche Stunden" (О радостный час) предельно разнообразно изображённому миру ада, греха, лжи не менее богато противопоставляется Царство Христа и сам Иисус. Победитель в тяжкой борьбе, Воин, Освободитель от лап, цепей или хищной пасти дракона, от ада и смерти – всё это мы уже знаем по кантате 43 "Ныне торжествует Сын Божий". А теперь он ещё и Лев, и при этом звучат напоминания об Иисусе Навине и Давиде, его прообразе.

Барочная практика. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Барочная практика

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация