Авторские материалы Автопутешественники захотели туристический кешбэк
Персоны
Государственную бонусную программу могут распространить на автотуризм. При аренде мобильного автодома предлагают возвращать до 20% затраченных средств. Точно так же, как сейчас это происходит при бронировании номеров в отелях и санаториях. Тем самым власти хотят подтолкнуть к дальнейшему развитию сферу автомобильных путешествий по России. Рынок автокемперов в преддверии летнего туристического сезона изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Предложение пока есть. У каждого "караванингового" сайта, а их немало, есть свободные для аренды кемперы. Цены разнообразны и зависят от его вместимости, оборудования, ну и, конечно, года выпуска. Также роль играет, прицеп это или отдельный микроавтобус, переоборудованный под мини-гостиницу на колесах.
Предлагаемые на российском рынке автодома, как правило, сильно бэушные, им по 15, а то и 25 лет. Но владельцы заверяют, что на потребительских качествах кемперов их почтенный возраст никак не сказывается. Самая популярная цена аренды прицепов располагается в промежутке от 2 500 до 5 000 рублей в день. Автодома дороже: от 12 000 до 20 000 в сутки. Оптом, то есть на много дней, дешевле.
Для "караванинга" с прицепами, естественно, необходим автомобиль с фаркопом и розеткой для электропитания трейлера. Если путь лежит в лес, то в качестве тягача предпочтительнее внедорожник. Если собираетесь ездить в основном по асфальту, то достаточно стандартной легковушки, поясняет президент Межрегиональной общественной организации караванеров и автопутешественников "Лига караванеров" Андрей Артюхов.
АРТЮХОВ: Škoda Octavia может тащить хороший прицеп массой до тонны. Вот сейчас достаточно популярный, массовый тот же Duster – тоже в пределах тонны прицепы. Есть сейчас прицепы маленькие, до 750 килограммов, которые не требуют даже дополнительной категории.
Это действительно тонкий момент – категория прав для "караванинга". При аренде либо покупке кемпера надо сложить сумму масс тягача и прицепа, дополняет Андрей Артюхов.
АРТЮХОВ: Если у вас прицеп – до 750 килограммов или если масса вашего прицепа и масса вашего тягача не превышает 3,5 тонн, тогда достаточно категории B. Если масса вашего тягача и масса вашего прицепа в сумме превышает 3,5 тонны, значит, нужна категория Е.
Если собираетесь путешествовать вдвоем, то можно обойтись маленьким автокемпером массой в 750 килограммов. И тогда достаточно одной только категории B. Если семья – большая, то и прицеп придется арендовать более тяжелый. А значит, к своей основной категории нужно будет получить дополнительную категорию Е. Примерно такой же подсчет – и по автодомам на базе единого шасси, отмечает Андрей Артюхов.
АРТЮХОВ: То есть берется шасси Fiat Ducato либо Ford Transit, ну даже "Газель" есть, и на раму ставят жилой модуль. Это называется автодом. То есть он сам едет, и к нему ничего не цепляется. То есть это отдельное транспортное средство с двигателем, само передвигается. Там большое разнообразие, на любой вкус, цвет и кошелек. Есть суперавтодома ценой под миллион долларов. Большинство автодомов – это категория B, легковые права. Если их масса больше 3,5 тонн, соответственно, грузовые, то это – категория C.
Перемещаться внутри автодомов, естественно, можно, а вот внутри прицепных автокемперов – нельзя. Только в машине. Все необходимые документы для показа инспекторам, а также все страховки выдаст арендодатель.
Теперь что касается бытовых условий автопутешествия. Этот тонкий вопрос я решил выяснить, позвонив в одну из прокатных фирм.
КОРР.: Во-первых, где греть воду?
МЕНЕДЖЕР: В кемперах горячей воды нет. У них просто баки стоят и моторчики 12-вольтовые. Обычно там есть газовая плита. На ней разогревают воду и заливают в эти баки. Там баки небольшие стоят, по 40 литров.
КОРР.: А холодильник есть?
МЕНЕДЖЕР: Холодильник есть. И 12 вольт, и 220 – можно выбирать.
КОРР.: Если в лесу, то 12: 220 же нет. От машины запитывание идёт?
МЕНЕДЖЕР: Можно генератор свой взять. У нас тоже в аренду есть.
КОРР.: А, лучше генератор. Потому что система автомобиля может не потянуть?
МЕНЕДЖЕР: Ну да. Автомобильный аккумулятор посадите, и от 12 вольт холодильник очень слабенько работает.
Судя по профильным форумам, одна из основных проблем "караванеров" – это вечный поиск воды. Если стоишь в оборудованном кемпинге, то её просто берешь из колонки или подсоединяешь шланги к бортовой сантехнической системе. А если в лесу, то сначала надо найти воду, поясняет арендодатель кемпера.
АРЕНДОДАТЕЛЬ: Надо набирать, да. Там, во-первых, нельзя ездить, когда вода в баках. Она там просто расплещется. Ну, в некоторых. В некоторых – можно. Ну и там небольшие баки, 40 литров. Это надо с собой брать воду или где-то ее искать.
КОРР.: То есть ты привязан к источникам воды.
АРЕНДОДАТЕЛЬ: Нет, ну, это зависит от ваших потребностей.
КОРР.: И еще один тонкий вопрос: а биотуалет сливаешь в канаву, пока никто не видит, или как?
АРЕНДОДАТЕЛЬ: Это вы сами решаете. Смотря сколько людей. Там 19 литров, и когда уже он на 3/4 заполнен, нужно, грубо говоря, его выливать. Потому что если он прольется уже в отсек, то там будет очень всё плохо. Надо будет вымывать всё оттуда.
И еще раз о цене. Та фирма, в которую я позвонил, даёт в аренду автокемпер на 5 спальных мест за 3500 в день. Но если дней много, то идёт скидка.
МЕНЕДЖЕР: У нас есть сайт. Там все подробности. Там можете выбрать даты, и он вам прямо посчитает цену.
КОРР.: Но чем ближе к лету, тем дороже?
МЕНЕДЖЕР: Нет, у нас что летом, что зимой цена одинакова. Разницы нет абсолютно никакой, когда вы берете. Разница во времени. Если месяц – это одна цена (естественно, дешевле). Если это минимум (у нас 3 дня) – другая цена. Ну, максимальная цена – 3500 – на прицеп. Остальное всё ниже.
"Караванинг" в России развивается, но, по мнению профессионалов рынка, недостаточно активно. Старые добрые палатки пока – гораздо популярнее. Разложил на берегу речки – и пару дней можно релаксировать. Потом, правда, надоест. И захочется смены мест. Поэтому путешествовать удобнее с кемпером. Ведь посмотреть в нашей огромной стране есть на что. Так вот, чтобы добавить популярности "караванингу", энтузиасты автопутешествий предлагают приравнять автодома к отелям. В их отношении, как известно, действует государственная программа кешбэков. Платишь на определенном сайте за номер – до 20% от уплаченного потом возвращает государство. Соответственно, точно такой же порядок хотя установить и при аренде кемперов. До 20% от цены аренды вернут. Предложение такое отправлено в Ростуризм. "Караванеры" теперь ждут его ответа.