Картинка

Авторские материалы Плюс 100 миллиардов долларов в год: станет ли водород “второй нефтью” для России?

26 апреля 2021, 18:10

Персоны

Россия может стать лидером по производству «зелёного» водорода. Так считают в Международном солнечном альянсе. Речь идёт о топливе, которое получают из воды с помощью гидростанций или солнечной энергии. Россия планирует зарабатывать на экспорте водорода до 100 миллиардов долларов в год. Но пока реализации столь амбициозных планов мешают технологические сложности. Станет ли водород «второй нефтью» – разбирался обозреватель “Вестей FM” Павел Анисимов.

Альтернативы ископаемому сырью не так много, говорят специалисты: это электричество и водород. Электроэнергия хороша тем, что её можно получать от воды, солнца и ветра, а водород при сгорании выделяет только водяной пар.

Сегодня этот химический элемент используется в основном в металлургии и химической промышленностях: например, большинство азотных удобрений производятся именно из водорода. Самым экологически чистым считается водородный газ, который получают путём электролиза воды. Его ещё называют «зелёным», поскольку процесс не предполагает выбросов парниковых газов. Для расщепления молекулы воды нужно только электричество, которое дают ГЭС и солнечные батареи.

Но на это нужно очень много энергии. Например, если бы сегодня Европа захотела производить только «зелёный» водород, то электричества потребовалось бы больше, чем выдают все электростанции ЕС. Поэтому он считается самый дорогим.

Основная масса дешёвого водорода, который сегодня производят, – это так называемый серый водород. «Серый» – потому, что он загрязняет атмосферу. Его получают из природного газа, подмешивая воду и нагревая всё это в катализаторе. На выходе получается смесь водорода и углекислого газа, с выбросами которого борются экологи.

Тем не менее на «серый» водород пока приходится 3/4 мирового производства. Есть еще «бирюзовый», он же «голубой». Его производят по тому же принципу, но в осадке есть угольная сажа, рассказывает замруководителя центра «Новые и мобильные источники энергии» Алексей Паевский.

ПАЕВСКИЙ: Мы можем просто получить водород из метана и после производства выбросить весь СО2 в воздух. Или мы можем на выходе подучить не СО2, а углерод – сажу или – ещё круче – углеродные нанотрубки, и тогда ничего выбрасывать не будем. Или мы можем захоронить или как-то по-другому использовать СО2.

У России в планах продавать за границу до 33,5 миллионов тонн водорода в год и зарабатывать на этом по 100 миллиардов долларов. Сегодня цифры гораздо скромнее. По мнению экспертов, со временем экологически чистый газ вытеснит природные ископаемые в энергетике и транспорте. Для обогрева водород – не лучшая альтернатива (даёт не так много тепла), а вот машины на этом газе уже проектируют. Впрочем, до массового производства «водородомобилей» ещё далеко. Водород – очень взрывоопасный, и под него нужно переделывать двигатель и всю “начинку”, говорит автомобильный обозреватель «Вестей ФМ» Игорь Моржаретто. Да и взять в дорогу канистру водорода не получится.

МОРЖАРЕТТО: С одной стороны, технология очень перспективная. С другой, надо решить вопросы безопасности, потому что водород – это не тот газ, который можно просто хранить. Сегодня разрабатываются специальные материалы, которые будут работать по принципу «губки», которая и будет тем самым хранилищем. Но пока они очень дорогие и не на 100% безопасные.

Водородный газ практически вдвое дешевле бензина. У нас «серый» водород из метана стоит примерно 100 рублей за килограмм. Такой объём заменяет почти 4 литра горючего. Но Европа, где хотят перейти на экологически чистое топливо, требует «зелёный» водород, без побочных выбросов. А с учётом больших энергозатрат такой продукт пока получается в 10 раз дороже бензина.

Тем не менее специалисты прогнозируют бум производства водородной техники. Например, в Европе заказы на “водоробусы” – общественный транспорт на водороде – расписаны на годы вперёд. В России разрабатывают железнодорожные локомотивы нового поколения, в которых также используют экологически чистый газ. На водород хотят перевести самолёты. Один из первых водородных лайнеров – советский Ту-155 – летал ещё в прошлом веке. Сегодня по этому пути идут Airbus и Boeing. Особого выбора у жителей Земли нет: либо срочно искать доступную замену ископаемым углеводородам, либо в обозримом будущем страдать от глобального потепления.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация