Авторские материалы "Деколонизация научного наследства": британские университеты хотят отказаться от имперской системы мер
Персоны
Британские университеты хотят отказаться от традиционной для страны имперской системы мер – дюймов и миль – и перейти на метры и километры. Это может произойти в рамках "деколонизации" учебной программы, которой озаботились на волне выступлений активистов BLM. Из Лондона – корреспондент "Вестей ФМ" Елена Балаева.
На стене музея в Гринвиче – здесь расположена старейшая в стране обсерватория и проходит нулевой меридиан – расположены отметки, с которыми всегда радостно фотографируются туристы. Это – образцы дюйма, фута и ярда, имперской системы мер, которой вовсю пользуются жители Соединённого Королевства и бывших колоний, например Австралии и Новой Зеландии. Причём обычно люди, всю жизнь измерявшие все в дюймах и ярдах, с трудом оперируют метрической системой мер. И даже попытка приучить британцев к сантиметрам и метрам в период членства в Евросоюзе к успеху не привела.
И вот теперь – новая попытка, но с Европой никак не связанная. Как пишет британская газета The Telegraph, Оксфордский университет, который затеял "ревизию колониального прошлого Великобритании", теперь задумался об отмене имперской системы мер. Миля, дюйм, ярд, фунт и унция тесно связаны с идеей империи, считают в университете. Поэтому от них могут отказаться во время процесса "деколонизации" факультетов математики, физики и естественных наук в Оксфорде, пишет The Telegraph. Университет уже запланировал большое исследование и даже привлёк к нему студентов, которые в течение лета должны изучить, как сделать программу преподавания менее "европоцентричной". Они же должны составить предложения для преподавателей – что ещё можно включить в учебные программы, чтобы разнообразить математические и естественно-научные курсы; например, если получится, то найти и изучить работы чернокожих ученых из бывших колоний. Как пишет The Telegraph, авторы инициативы выступают за "культурный сдвиг" в обучении. По их мнению, студентам Оксфорда необходимо понимать "глобальный исторический и социальный контекст научных исследований" и анализировать "историческую работу, пересматривающую старые представления о научном прогрессе".
Всё это происходит, несмотря на февральское заявление министра по делам университетов Мишель Донелан, которая предупреждала, что "так называемая деколонизация учебной программы является зеркальным отражением Советского Союза и подвергает историю цензуре". Однако к "деколонизации научного наследства" присоединяется все больше и больше учебных заведений в Британии. К примеру, 2 факультета Шеффилдского университета решили, что при изучении теорий Исаака Ньютона и Чарльза Дарвина может потребоваться исторический контекст из-за их "очевидных связей с империей". Иными словами, студентам будут объяснять, что хоть Ньютон и Дарвин – выдающиеся ученые, но свои открытия они совершали потому, что вовсю пользовались привилегиями белых людей в колониальной империи.