Авторские материалы Отпуск в пробке: как разгрузить курортные города от машин
Персоны
В нескольких регионах России, где в период отпусков количество туристов резко вырастает, задумались над введением ограничений для автомобилей из других субъектов РФ. Об этом, в частности, заявляют чиновники и депутаты в Сочи и Калининграде, несмотря на то, что прямой подобный запрет запрещен законами. Как можно разгрузить курортные города от пробок? Выяснял обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов.
Автомобильное движение в Сочи с каждым годом все очевиднее перерастает в автомобильную пробку. Жительница города Анна Колмогорцева записала это видео чуть больше месяца назад, когда поток отдыхающих во время длинных майских праздниках только начал заполнять черноморское побережье Кавказа.
КОЛМОГОРЦЕВА: Сегодня – среда, и с последней пятницы в Адлере и "Сириусе" я в четвертый раз. И скажу вам честно: каждый раз добираться из центра Сочи сюда было настоящим испытанием. Сегодня, в среду, это был какой-то апокалипсис. Я ехала из центра Сочи сюда, на Таврическую, ровно 3 часа. Это была огромная пробка, которая сложно чем-то объясняется, кроме, конечно, огромного количества автотранспорта в городе Сочи.
Каждое лето в Сочи приезжают сотни тысяч автотуристов – движение замирает на долгие километры, с грустью констатировал 24 мая еще один пользователь под ником "Жить можно".
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: Я просто хочу вам показать эту пробку, эту ужасную пробку в городе Сочи, которая началась с центрального светофора в поселке Дагомыс и, скорее всего, закончится в поселке Лоо, примерно в 15 – 20 километрах отсюда. Можно ли назвать это пробкой или это – затор... Непонятно, как вообще это можно назвать? Потому что каждое лето – одно и то же.
Неудобно всем; прежде всего – местным жителям. Но приезжие терпят, поскольку свой автомобиль в поездке на море позволяет сберечь немало денег – на билетах и на цене экскурсий в разные места в районе отдыха. Все же покупать бензин дешевле, чем заказывать каждый раз такси. Принимающим бизнесменам от туризма автопутешественники тоже выгодны – все сэкономленное ими будет потрачено на пляжах, аттракционах, в ресторанах и кафе.
Общественный же транспорт, которым ныне повсеместно принято завлекать как разумной альтернативой частной машине, в сочинскую жару, по словам Анны Колмогорцевой, не выдерживает никакой критики.
КОЛМОГОРЦЕВА: Я не понимаю, почему эти душегубки на колесах до сих пор ходят и возят людей, как селедок в бочке. В жару. Там невозможно поставить кондиционер, они там вообще не предусмотрены. Очень комфортный, быстрый, легкий и для Сочи лучший, наверное, транспорт – "Ласточки", электрички. Вот из Сочи в Адлер – 7 электричек в сутки. До Имеретинки доходят 4 электрички в сутки. 2, наверное, до аэропорта и одна – всего одна! – до "Розы Хутор". Вот почему так?
На днях губернатор Калининградской области Антон Алиханов высказался за то, чтобы ограничить въезд в курортные города Янтарного края посторонним машинам. Правда, сейчас в российский анклав на Балтике из других регионов по автодороге добраться практически невозможно – речь идет о том, чтобы делить местных водителей на проживающих и гостей. Можно только вообразить, в какие пробки это выльется на въездах в города, если при одинаковых номерах машин с кодом 39 полицейские будут уточнять регистрацию в паспортах. Но воображать и не нужно, потому что запрет на въезд машин с номерами других регионов или из других городов уже противоречит закону. Ситуация запретов прошлого года – тогда их вводили из-за коронавируса – другая и в обыденной жизни не проходит.
Ровно так же противоречит законам идея платного въезда для чужаков. Потому и губернатор Алиханов оговаривается, что разгрузка курортов от машин планируется через несколько лет, когда будут выстроены перехватывающие парковки. Это – оптимальный на сегодня вариант, опять же, если общественный транспорт ходит везде, часто и без сбоев. Ведь сами по себе такие парковки строятся местными властями почему-то нехотя, рассказывает Анна Колмогорцева на еще одном сочинском примере.
КОЛМОГОРЦЕВА: Я не знаю, к кому обратиться вот с этим вопросом. После Олимпиады было объявлено, что на Магри будет перехватывающая парковка. Где она? Почему транспорт из других регионов нигде не перехватывается?
Магри – самый северный поселок Большого Сочи. На время зимней Олимпиады там была парковка для иногороднего транспорта. Сейчас ее нет. А общая емкость всех 14 перехватывающих парковок курорта едва достигает 4 тысяч мест. Притом что ежедневно в Сочи приезжают от 10 до 15 тысяч машин из других городов Кубани и остальных регионов России.
Потому недавняя идея одного из краевых депутатов, представляющего Сочи, насчет запрета въезда в летний сезон иногородних автомобилей напугала отдыхающих. Люди понимают, что остановиться в Сочи или перед городом, по сути, негде, а передвижение потом станет крайне затруднительным.
В администрации Краснодарского края и в мэрии Сочи уже заявили: никаких запретов не будет.
Эксперты по организации дорожного движения обращают внимание на решения, которые уже принимаются в разных городах мира со схожими проблемами, – например, ограничение проезда грузовиков. Или движение по четным дням машин с четными номерами, по нечетным – с нечетными. Или введение экологических зон с запретом движения дизельных или бензиновых машин. Эффект таких мер – налицо, но проявляется он спустя некоторое время. А вот этого ресурса – времени – у властей российских курортов нет совсем. Из-за по-прежнему закрытых границ большинство отдыхающих строят свои планы на лето с прицелом на российские пляжи. И многие отправятся туда на своих четырёх колесах.