Война и мир Кто цифрового суверенитета не имеет, потеряет и обычный
Персоны
Национальная кибербезопасность – как Россия может сохранить суверенитет в области интернета и что может противопоставить другим странам?
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это передача "Война и мир", Сергей Михеев. И сегодня мы поговорим о таком насущном вопросе, как кибербезопасность. Об этом много говорят в последнее время, новости пестрят разговорами о том, что кто-то кому-то нанес вред, и что вообще в ближайшем будущем кибербезопасность станет чуть ли, так сказать, не основной сферой безопасности, которой надо уделять внимание. И хотя у нас передача-то в основном на военные темы, но я считаю, что крайне важно было бы поговорить по этому поводу, потому что это напрямую связано с обороноспособностью страны. Первое – возможность обеспечивать кибербезопасность, безопасность наших данных внутри страны. Второе – степень уязвимости, и в военной сфере в том числе, вот в свете все большего и большего продвижения цифровых технологий. И у нас в гостях сегодня Игорь Станиславович Ашманов – специалист в области информационных технологий, больших данных и искусственного интеллекта, член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Здравствуйте.
АШМАНОВ: Добрый день.
МИХЕЕВ: Ну что, вот вы как человек, который, на мой взгляд, не просто разбирается в этом, а имеет ко всему прочему еще и гражданскую позицию, что мне кажется крайне важным. Потому что иногда человек, являющийся просто, ну скажем, таким безразличным специалистом, он не понимает тех нюансов, которые технические вопросы несут в сфере политики. В сфере политики и общественной жизни, и так далее. Как вы оцениваете ситуацию вокруг дискуссий о кибербезопасности, во-первых, касательно обороноспособности России, потому что все-таки эта тема – тематика нашей передачи. И второе – более широко. Ясно, что без внедрения цифровых технологий обойтись полностью нельзя.
АШМАНОВ: Ну да.
МИХЕЕВ: Но как этот процесс сделать осмысленным и найти здесь золотую середину, чтобы не мы ради процесса, а все-таки процесс ради нас и ради нашей страны.
АШМАНОВ: Начнем с того, что надо ввести понятие, раз уж мы говорим про обороноспособность и так далее, надо ввести понятие такое – цифровой суверенитет. Ну, оно появилось, точнее я его лично начал внедрять там в массовое сознание где-то лет пять назад, не я его придумал, но я довольно много о нем говорил, давал определение и так далее. Оно постепенно стало более-менее очевидным, вроде бы его даже объяснять сильно не нужно, в этом его сила. То есть вообще у государства есть довольно много компонент суверенитета – юридический, военный, экономический, территориальный, дипломатический, и так далее, информационный. Но вот цифровой суверенитет стал очень важным в последнее время, потому что мы видим, что тот, кто цифрового суверенитета не имеет, тот может и обычный суверенитет потерять. То есть вот собственно последние там на наших глазах, ну 20 лет, наверное, суверенитеты взламывают именно через дыры в цифровом суверенитете, с помощью цифровых платформ, социальных сетей, воздействием на цифровую сферу и так далее. Значит, из чего этот цифровой суверенитет состоит? Вот я бы разделил на две как минимум компоненты крупных. Это, условно говоря, кибербезопасность и информационная безопасность. С моей точки зрения, кибербезопасность, хотя она на самом деле важна чрезвычайна, она у нас каким-то образом прикрыта, хотя и частично. Сейчас я объясню, почему. Значит, что такое кибербезопасность? Это защищенность государства от и прямых зловредных всяких воздействий (типа атак, вирусов, троянов там, значит, и так далее), так и от более косвенных, а именно возможности выключения извне каких-то наших, значит, цифровых платформ, технологий и так далее, и в области цифрового, ну как бы технологического удушения...
Слушайте в аудиофайле!
Война и мир. Все выпуски
- Все аудио
- Война и мир