Война и мир Разговор раненого со священником – это утешение и ответы на сложные вопросы
Персоны
Помощь священников бойцам СВО: как проходит разговор с ранеными, что делается для поднятия духа военных, духовное кормление... Об этом Сергей Михеев беседует с Сергием Кляевым и Еленой Буковской.
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это Сергей Михеев. В эфире передача "Война и мир".
И сегодня у нас в гостях Сергий Кляев — протоиерей, руководитель направления помощи военным госпиталям от Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятель храма Торжества Православия в Алтуфьево. Батюшка, я вас приветствую.
КЛЯЕВ: Добрый день.
МИХЕЕВ: И Елена Буковская – помощница, сестра милосердия, координатор в одном из госпиталей, волонтер в зоне СВО, волонтёр Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Елена, здравствуйте.
БУКОВСКАЯ: Здравствуйте.
МИХЕЕВ: Проблема, про которую не так много говорят, но она, несомненно, существует. Причем существовала она с самых первых дней специальной военной операции. И я помню, когда еще в марте 22-го года и в апреле 22-го года выезжал, так сказать, в те районы, это уже тогда было актуально, грубо говоря. Вопросов по ходу военной операции возникает много, в том числе и вопросов такого смыслового, содержательного характера, на которые очень часто нет ответов вот в этой, так сказать, формальной логике, в логике замполитов там и всего остального. Это первое. А второе – еще более сложная проблема, касается раненых в госпиталях, касается, так сказать, погибших, и в том числе как бы их родственников и так далее, и так далее. Смыслы происходящего, духовное окормление. Все-таки у нас большая часть людей, воюющих в зоне специальной операции, это православные христиане. Кто-то осознанно это практикует, кто-то просто был крещен с детства, а потом стал задумываться. Но тем не менее вот эта проблема духовного окормления, проблема ответов на сложные вопросы, она встала с самых первых дней войны. Ну и, собственно, как и любая война, она как бы все эти вопросы обостряет. И я помню прекрасно: первые там полгода, условно говоря (там даже, может быть, больше), когда речь заходила о священниках в военных госпиталях, в военных частях, на позициях, очень часто приходилось сталкиваться с такой достаточно, так сказать, негативной реакцией (иногда даже в том числе и отцов-командиров как бы и всех остальных): ну, нам не надо, мы не понимаем, там и так далее, и так далее. Вот время прошло, и ситуация изменилась, она не могла, наверное, не измениться. Ну и вот в том числе, насколько я понимаю, именно вот этими вопросами в том числе и вы занимаетесь, батюшка.
КЛЯЕВ: Да. Немножко истории. В августе 1923 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мне было дано распоряжение заниматься как раз, я был назначен руководителем отправлений помощи военным госпиталям при Синодальном отделе по церковной благотворительности. И наша задача была в том, чтобы, наверное, каждому военнослужащему раненому не получится, но чтобы к раненым военнослужащим приходили священники для духовного окормления. Ну, когда мы начали этим заниматься, мы основной упор сделали на госпитали Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики. Мы поехали на место, познакомились с руководством, с начальниками госпиталей, главными врачами больниц (потому что часть раненых лежит в больницах), разработали маршрут, как будут священники ездить. Добрые люди нам помогли: мы приобрели две автомашины "Нива" – одну на Луганскую область, другую на Донецкую область. Сняли квартиры, дома. То есть разработали логистику, создали такую систему: когда священник приезжает на место, живет на квартире или в доме и каждый день ходит в госпиталь. И вот здесь очень важно, что священник ходит каждый день в один и тот же госпиталь. Почему? Ну, наверное, не секрет, что многие наши мужчины редко ходят в храмы (не все, конечно, но есть такая категория), и многие наши солдаты священника видели редко. И когда они первый раз встречаются со священником, если человек в храм не ходил, то для него непонятно, как к батюшке подойти, что это такое, для чего священник нужен. И вот когда священник ходит каждый день, к нему солдаты привыкают.
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Война и мир. Все выпуски
- Все аудио
- Война и мир