Культурное путешествие Быт, семья, трагедия: экспонаты Музея истории евреев
Персоны
Еврейские традиции в предметах быта Музея истории евреев в России. Как была создана уникальная коллекция. Семейные и общечеловеческие трагедии, бытовые зарисовки. Гостья: замдиректора музея по науке, доцент РГГУ Мария Каспина.
СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В эфире программа "Культурное путешествие. Ее ведущие Полина Ступак и Марат Сафаров в студии. Марат, приветствую вас.
САФАРОВ: Приветствую, Полина.
СТУПАК: В Москве существует два еврейских музея. Это еврейский музей "Центр толерантности", он не нуждается в представлении, довольно часто появляется в афишах, туристических гидах и экскурсиях. Между тем, мало кто знает, что на год раньше в столице был открыт Музей истории евреев в России. В этом году он отмечает юбилей – 10 лет с момента основания, и это хороший повод рассказать о нем в нашем эфире. Ко всему прочему, музей обладает, на мой взгляд, совершенно уникальной коллекцией, где представлены вещи, предметы, которые использовались в повседневной жизни еврейского народа. И мне кажется, что эта тема освещена далеко не в каждом еврейском музее, коих, кстати, в последние годы появилось немало, в том числе и в России. И поговорить об этом музее, о его наполнении мы пригласили кандидата филологических наук, заместителя директора по науке Музея истории евреев в России Марию Каспину. Мария, добрый день.
КАСПИНА: Добрый день.
САФАРОВ: Здравствуйте.
СТУПАК: Вообще история еврейского народа – история потерь, приобретений (ну в большей степени потерь, конечно). И мы помним, что последний еврейский музей в России был закрыт в 30-х годах 20-го века. Откуда возникла идея создать такой музей, где показана по большей части именно бытовая сторона жизни евреев? Например, есть уголок брадобрея.
КАСПИНА: Мне трудно про это говорить, потому что скорее это вопрос к директору нашего музея – к Сергею Львовичу Устинову. Это его целиком и полностью заслуга, что такой музей в целом появился. Началось это все с выставки небольшой, которая проходила в Библиотеке иностранной литературы и была посвящена еврейской культуре. Инициатором этой выставки был Леонид Иосифович Лифлянд – наш первый директор, который и собственно каким-то образом вышел на Сергея Львовича Устинова и уговорил его помочь финансово такую выставку сделать. И в процессе произошло чудо: Сергей Львович заинтересовался, решил, что он готов делать не только выставку, но и музей. Начал привлекать специалистов, привлек двух научных консультантов из Израиля – Бориса Хайновича и Григория Казовского, и с их помощью начал формировать коллекцию. И буквально за год, то есть это 2010-й год была выставка, и в течение года были набраны основные экспонаты, были совершены первые поездки на территорию бывшей Черты оседлости – это Украина, Белоруссия, Россия. Начали собираться экспонаты, коллекции, начала формироваться концепция. И 18 мая 2011 года музей был открыт.
СТУПАК: Ну вот я читала интервью Сергея Львовича, он говорил о том, что его именно заинтересовали бытовые предметы, за которыми скрывается история. Я в каждый город, куда приезжаю, где есть еврейский квартал или еврейский музей, я всегда туда иду. Но вот такого наполнения именно бытовыми предметами я вот, наверное, увидела впервые в вашем музее.
САФАРОВ: И в продолжение вопроса Полины. Вот ваша экспедиция в бывшую Черту оседлости, насколько там вообще элементы еврейской бытовой культуры сохранились, учитывая Холокост, учитывая отъезд людей в 80-е годы, да и раньше? Откуда вообще собиралась эта богатейшая коллекция?
КАСПИНА: Я начну со второго вопроса. Что касается материальной культуры еврейской, то здесь, конечно, состояние плачевной, с одной стороны. А с другой стороны, все-таки часть вещей сохранилась благодаря не еврейским соседям, которые эти вещи хранили от друзей, от знакомых, от родственников. Или просто ну каким-то образом они оказались в тех домах, где они живут, и они решили их продать, например. Или, что интереснее намного, это такая зона румынской оккупации, которая была во время Второй мировой войны на территории бывшей Черты оседлости, называется Транснистрия. На небольшой территория, которая сейчас это Западная Украина и Молдавия, в этих регионах материальная культура еврейская сохранилась во многом благодаря тому, что не было тотального уничтожения. Сохранились какие-то элементы культа, сохранились какие-то дома личные вещи, фотографии и прочее. И это, конечно, помогло в формировании нашего музея, потому что из этого региона у нас очень много вещей таких традиционных...
Слушайте в аудиофайле!
Культурное путешествие. Все выпуски
- Все аудио
- Культурное путешествие