Авторские материалы Камеры приучать водителей соблюдать дистанцию

26 июля 2021, 13:40

Персоны

Соблюдай дистанцию! Любителей "повисеть" на хвосте впереди идущей машины хотят штрафовать с помощью камер. Искусственный интеллект способен определить опасное сближение двух машин, записывать и отправить видеоролик с нарушением в полицию. Новинка, разработанная в России, уже тестируется. Впрочем, пока на европейских дорогах. Но и наши службы организации движения проявляют к ней интерес. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Нарушение – мелкое, последствия – серьезные. Довольно часто аварии происходят, когда водители не соблюдают дистанцию до впереди идущей машины. Такие картины, особенно когда торопыга сзади начинает нервно "моргать" фарами, чуть ли не касаясь бампера, – знакомы многим. Сегодня появилась информация, что за такую манеру езды можно получить штраф, если все вышеописанное попадет в объектив камеры. Она сама рассчитает скорость и промежуток между машинами; если он, по оценке искусственного интеллекта, окажется меньше допустимого, тут же будет записан видеоролик, который попадет на стол к инспектору ГИБДД. А дальше – по стандартной процедуре всех остальных штрафов, выписываемых через камеры.

Идея отслеживать и этот параметр движения родилась случайно, пояснил нам Сергей Ласкин, генеральный директор компании AstraLab – разработчика программного обеспечения.

ЛАСКИН: Мы дообучили нейросеть, причем это проявилось как "побочный продукт", можно сказать. Мы обучали распознавать лобовое стекло, заодно размечали фары, ходовые огни. Таким образом, нейросеть научилась их находить на автомобиле. И мы просто, скажем так, добавили эту "фичу" – она сейчас работает в тестовом режиме.

Притом больших затрат внедрение их новинки не потребует, отмечает Сергей Ласкин. Камеры менять на каждом столбе не нужно, это лишь дополнительная опция для уже действующих комплексов наблюдения.

ЛАСКИН: Это – новая опция уже существующих камер. Они и так уже имеют много составов: остановка и стоянка, выезд на полосу для общественного транспорта, на встречную полосу. Это – один из множества дополнительных составов.

Пока о введении нового контроля за водителями через камеры говорить рано. Во-первых, в правилах есть, конечно, пункт 9.10 – водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения. Какую именно? Написано: "такую". Когда нет конкретной цифры в метрах, то спорами насчет протоколов, к гадалке не ходи, – все суды будут завалены.

Второе: часть 1 статьи 12.15 КоАП наказывает водителя за несоблюдение дистанции только при аварии, если она произошла как раз по этой причине. Просто ехать очень близко по действующим нормам можно сколько влезет, говорит адвокат Владислав Кочерин.

КОЧЕРИН: В настоящее время водителям запрещается нарушать дистанцию до впереди идущего транспортного средства, если это может привести к столкновению. Фактически нормы сформулированы таким образом, что ответственность наступает, только когда произошло столкновение и имеется возможность оценить, что дистанция была нарушена. Если столкновения не произошло, мы исходим из того, что дистанция не была нарушена и водитель выбрал правильное расстояние до впереди идущего транспортного средства, соответственно, никакого основания для привлечения его к ответственности нет.

Так что пока новинка испытывается в нескольких европейских странах, где дистанция прописана в законах и нет никаких юридических противоречий. Кстати, неплохой пример экспорта российских высоких технологий.

В России же, помимо технических правок, придется менять через Госдуму пункты и ПДД, и КоАП. Если даже начать все делать быстро и прямо завтра, в действие они вступят летом будущего года.

Автоматика – автоматикой, но живое патрулирование инспекторов на дорогах никто не отменял. Лето нынешнее – период массовых проверок машин на предмет изменений конструкции и оснащения. Касается это прежде всего тех, кто ставит на свои авто разного рода бамперы, лебёдки, дополнительные пороги, лишние выхлопные трубы, а также кустарный ксеноновый свет – в общем, все то, что на водительском жаргоне называется "колхозным тюнингом". Отдельно проверяют незарегистрированное газобаллонное оборудование. Рейды проходят по всей стране, но больше всего результативных новостей – с юга. В Краснодарском крае выписаны протоколы нескольким водителям "Нив" и УАЗов – они хотели прибавить внешней крутости, но заплатят штрафы. Сумма-то – невелика, всего 500 рублей. Куда неприятнее – обязанность явиться в течение 10 рабочих дней в отдел ГИБДД и предъявить на осмотр машину в первозданном виде. Иначе ее регистрация будет аннулирована.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация