Авторские материалы ФАС проверит авиабилеты
Персоны
Федеральная антимонопольная служба проверит, почему резко подскочили цены на авиабилеты в экономклассе. Об этом ФАС настоятельно попросили депутаты Госдумы. Их возмутило, что за год перелеты стали дороже на треть, из-за чего экономкласс недоступен для многих. В Минтрансе на это отвечают, что пассажир имеет возможность заранее купить билет дешевле благодаря динамическому ценообразованию. О ценах на авиабилеты и обоснованности их роста – корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Билеты на самолет для семьи с детьми на летний отдых могут обойтись нынче практически во столько же, во сколько и сам отдых. "Не перебор ли это?" – задались вопросом депутаты Госдумы. Они подсчитали, что за год тарифы поднялись почти на треть. По данным Росстата, стоимость перелета в салоне экономкласса по стране в феврале этого года выросла на 42% по сравнению с прошлым годом – до 7244 рублей за тысячу километров полета. А в марте – на 23% к аналогичному периоду прошлого года, до 7345 рублей.
Например, если полететь на майские праздники в Сочи, то это обойдется в сумму примерно от 40 до 63 тысяч рублей в обе стороны на одного человека. Во Владивосток – от 26 до 50 тысяч, а в Калининград – от 13 до 28 тысяч рублей. Однако билетов в этот город на эти даты уже нет.
Эксперты прогнозируют дальнейший рост цен на авиабилеты, к концу года – еще как минимум на 10%. Депутаты Госдумы привели эти данные в обращении к ФАС и попросили проверить, все ли законно в тарифах, которые делают уже и экономкласс недоступным для рядовых граждан. Кроме того, это тормозит решение задачи, поставленной президентом, по увеличению интенсивности авиасообщения в России в полтора раза к 2030 году.
Проверки должна показать, нет ли сговора между авиаперевозчиками, считает председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов.
ПАВЛОВ: На рынке ослабевает конкуренция, стало меньше перевозчиков, меньше полетов. И есть признаки того, что даже согласованные какие-то действия между компаниями проводятся, чтобы эти цены завышать, которые были бы больше уровня объективно обоснованного. Надеемся, ФАС проверит все обстоятельно.
В ФАС заверяют: проверки будут, и они будут доскональными. Параллельно эксперты указывают на то, что есть и объективные причины роста тарифов. Это – не только инфляция, удорожание авиакеросина и рост зарплаты персонала. Это и две другие важнейшие составляющие роста цен на авиабилеты, поясняет председатель Союза пассажиров, член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков.
ЯНКОВ: Российские авиакомпании всегда зарабатывали большую прибыль на международных авиарейсах и могли держать более дешевые тарифы на внутренних. Сейчас международных рейсов стало в разы меньше, и эта возможность у них исчезла. И поэтому пошел ускоренный рост цен на внутренние авиабилеты. Вторая причина – это удорожание ремонта самолетов. Запчасти теперь идут всякими кривыми путями, параллельный импорт и т.д., и это делает содержание самолетов, их ремонт дороже.
Рост тарифов на авиаперевозки надо рассматривать еще и с учетом того, что в прошлые 3 года – в 2020-м, 2021-м, 2022-м годах – роста практически не было, потому что были субсидии от государства. И когда их отменили, цены поползли вверх, говорит главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров.
ГУСАРОВ: По сути, это отложенный рост еще и предыдущих лет. Поэтому говорить о том, что цены на авиабилеты еще и резко подорожали, совершенно некорректно. Если мы посмотрим структуру стоимости авиабилета, то мы там увидим, что внутри она – та часть, что у авиакомпании – в 1,5-2 раза подорожала. Топливо подорожало, аэропортовые сборы подорожали, запчасти, ремонт стал дороже, курс, в конце концов, стал выше. Доллар стал за 90. И если все посмотреть, то окажется, что та величина, на которую это выросло, она еще и не перекрывает ту расходную часть, что подорожала у самих авиакомпаний.
Эксперты рекомендуют ФАС обратить внимание и на тарифы аэропортов, которые, по существу, занимают монопольные позиции в системе авиаперевозок. Пересмотреть стоит и отдельные направления, где летает только одна авиакомпания. В этом случае, безусловно, есть риск завышения тарифов. Есть ситуации, когда определенная авиакомпания аффилирована с определенным аэропортом, и в этот аэропорт не пускают конкурентов. Все это также должно быть исследовано.
Что же касается цен на билеты в экономкласс, в Минтрансе отметили, что цена зависит от спроса и предложения. И напоминают: действует динамическое ценообразование. А значит, чем раньше пассажир приобретёт билет, тем дешевле он ему обойдется.